Ответы на вопросы

29.11.2023
На Портале Госуслуг увидела раздел «Недвижимость». Из любопытства зашла туда и обнаружила, что там пусто. Как такое получилось, ведь я являюсь собственником квартиры?

Ваш случай не единичный. Причины того, что сведения о вашей квартире отсутствуют на Госуслугах, могут быть разными.

Во-первых, это возможно, если у вас новый паспорт в связи с достижением возраста или вы сменили фамилию, выйдя замуж, и не известили об этом факте Росреестр, и в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержатся неактуальные персональные данные.

Во-вторых, в ЕГРН отсутствует информация о вашем СНИЛСе.

В-третьих, такая ситуация возможна, если вы приобрели жилое помещение по договору долевого участия, приняли ее от застройщика, но до сих пор не обратились в Росреестр за регистрацией права.

В-четвертых, вы можете быть собственником ранее учтенного объекта (до 1998 года). Это значит, что объект поставлен на кадастровый учет, а право на него не зарегистрировано в Росреестре.

Чтобы все объекты недвижимости отображались в Личном кабинете, нужно стопроцентное совпадение информации, содержащейся в базе ЕГРН и на Госуслугах. Кроме того, необходимо, чтобы объект в обязательном порядке был зарегистрирован в Росреестре и запись о том, что именно вы являетесь собственником недвижимого имущества, была внесена в ЕГРН.

В любом из вышеназванных вариантов вам потребуется подойти в офис МФЦ. В первых двух случаях нужно будет написать заявление о внесении изменений в ЕГРН и в зависимости от ситуации приложить: новый паспорт, свидетельство о браке или смене фамилии, СНИЛС. Росреестр внесет обновленные данные в реестр недвижимости, после чего ваш объект будет отображаться в Личном кабинете.

Если вы являетесь владельцем недвижимости, право на которое не зарегистрировано в Росреестре, то вам необходимо обратиться в МФЦ с правоустанавливающими документами на объект недвижимости. После проведения регистрационного действия объект высветится в Личном кабинете.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Чувашии Татьяна Васильева
22.11.2023
Являюсь собственником участка в СНТ. Решила провести межевание участка. Вызвала кадастрового инженера, он сделал обмер. При подготовке межевого плана для согласования с соседями выяснилось, что у соседнего участка фактически нет собственника. Он умер 10 лет назад, наследники вступили в наследство, но право собственности до сих пор не оформили. Что мне делать, с кем согласовать межевой план?

При межевании участка необходимо провести согласование его местоположения со всеми собственниками смежных территорий, границы которых не определены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Поиском собственников соседних участков занимается кадастровый инженер. Это – его прямая обязанность. Но если вы владеете необходимой информацией, то можете помочь ему разыскать смежников. 

В случае смерти гражданина право собственности на ранее принадлежащее ему имущество переходит к наследнику, чье право собственности на имущество возникает со дня смерти наследодателя независимо от того, зарегистрировал ли он это право в Росреестре. Поэтому согласовывать границы земельного участка можно с наследником.

Если найти наследника не удалось, то кадастровый инженер размещает в газете, по месту нахождения земельного участка, объявление о согласовании границ участка, указав, что возражения принимаются в течение месяца с момента опубликования. Если отклики не поступили, то спустя месяц граница считается согласованной.

После этого кадастровый инженер оформляет акт согласования и передает вам межевой план на диске. С этим комплектом вы должны обратиться в любой офис МФЦ.

Руководитель Управления Росреестра по Чувашии Екатерина Карпеева
25.01.2023
Почему с 01.01.2023 при уплате налогов через Единый налоговый счет, платежи зачисляются в УФК по Тульской области?

С 1 января 2023 года изменился порядок перечисления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Все платежи зачисляются на единый казначейский счет в УФК по Тульской области вне зависимости от того, в каком регионе налогоплательщик состоит на учете или ведет бизнес. При заполнении платежного поручения особое внимание необходимо обращать на заполнение реквизита 17 "Номер счета получателя средств".

Реквизиты, необходимые для заполнения платежек, а также образцы их заполнения размещены на промостранице на сайте ФНС России.
Налоговая служба рекомендует использовать электронные сервисы для уплаты налогов или производить платеж в учетной (бухгалтерской) системе. В таком случае заполнение будет автоматическим и исключит ошибки.

При этом вопросы задолженностей и расчетов по-прежнему необходимо решать в налоговых органах по месту учета налогоплательщика.

23.11.2022
Оформляю наследство после отца. На землю есть только Государственный акт. Нотариус не видит в Росреестре сведений об участке и просит предоставить постановление. Почему нет сведений в ЕГРН и откуда взять постановление?

В Росреестре нет сведений о данном участке, потому что ваш отец не обращался в наш орган за регистрацией права собственности и не ставил участок на кадастровый учет.  

Сейчас вы, как наследник, можете обратиться в МФЦ, чтобы поставить участок на учет. Нотариус вам должен выдать документ, который бы подтвердил, что вы являетесь наследником. Этот документ (вместе с госактом) вы подаете в МФЦ. Там же вы напишите заявление о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Если вам нужно получить копию постановления (решения), на основании которого выдан государственный акт, то его необходимо запросить в органе местного самоуправления, издавшего данное постановление (решение). Название администрации указано в  государственном акте. Запрос в администрацию вы можете направить сами или нотариус.

После того, как вы оформите наследство, нотариус направит документы по земельному участку в Росреестр для регистрации права собственности, и уже после регистрации данные о собственнике появятся в базе ЕГРН.

Начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Чувашской Республике Наталья Павлова
18.11.2022
В силу возраста не могу больше ходить на дачу. Не хватает сил поддерживать приусадебное хозяйство в добротном состоянии. Постоянно слышу упреки от соседей, что неубранные сорняки летят к ним на участок. Моим детям и внукам дача не нужна. Слышала, что можно отказаться от земельного участка. Что для этого нужно, чтоб дача больше не была для меня обузой?

Законодательство допускает правовую возможность отказа от земельного участка. Отказ в обязательном порядке надо оформить документально. Для этого собственнику необходимо подойти в ближайший офис МФЦ и написать заявление об отказе. При себе нужно иметь паспорт и документ, устанавливающий право на земельный участок (это может быть госакт или постановление администрации), если ранее право не было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). В заявлении не обязательно указывать причину отказа. Процедура по отказу бесплатная.

Необходимо понимать, отказываясь от участка, приобретенного в браке, требуется согласие другого супруга на государственную регистрацию прекращения права собственности на такой участок.

Право собственности на земельный участок аннулируется с даты регистрации прекращения права в ЕГРН. С этого дня гражданин утрачивает права на земельный участок, в том числе обязанности по его содержанию, уплате налога и внесению членских целевых взносов.

В силу закона после отказа от участка право собственности на него возникает у органа местного самоуправления по месту его расположения.

Если по состоянию здоровья вам трудно дойти до МФЦ, то можно воспользоваться услугами выездного приема документов. Такой прием проводят специалисты Кадастровой палаты. Выезд для инвалидов I и II группы, при предъявлении соответствующих документов, осуществляется без взимания платы. Все подробности оказания выездного приема можно уточнить по телефону (8352) 70-80-49.

Начальник отдела правового обеспечения Татьяна Захарова
08.11.2022
Мы с мужем в разводе. При разделе имущества мне досталась половина однокомнатной квартиры. Сейчас я хочу подарить ее бывшему супругу. Не удивляйтесь, такое тоже бывает. Как мне оформить договор дарения? Можно ли сразу подойти в МФЦ или нужно обращаться к нотариусу? На что стоит обратить особое внимание? Мы с бывшим супругом живем в разных регионах и приехать к нему в город я не могу.

Договор дарения доли оформляется нотариально. Вам необходимо обратиться к нотариусу, чтобы он подготовил все необходимые документы и подал их на регистрацию в Росреестр. Сразу обратиться в МФЦ с договором, минуя нотариуса, вы не можете. Законом установлен нотариальный порядок отчуждения доли.

Если вы проживаете в разных регионах и не можете встретиться для оформления сделки, то нотариус в вашем городе может подготовить доверенность на близкого вам человека, который проживает в том же городе, что и ваш бывший супруг. Доверенность  отправят в электронном виде тому нотариусу, который займется оформлением договора дарения.

Ваш бывший супруг должен будет заплатить налог 13% от кадастровой стоимости доли, так как дарение происходит между чужими людьми. Налог не уплачивается, когда совершается дарение между близкими родственниками.

В среднем, нотариальное оформление договора дарения в Чувашии выходит от 10 тысяч, плюс 2000 рублей за регистрацию перехода права в Росреестре. Как правило, все расходы берет на себя одаряемый.

Начальник отдела регистрации прав на объекты недвижимости жилого назначения Управления Росреестра по Чувашии Эльби Николаева
24.10.2022
Увидел на подъезде дома объявление, где указан список квартир, моя в том числе. Там сказано, что эти квартиры не прошли государственную регистрацию права. Я пожилой человек и не совсем понял, о чем речь. Поясните, пожалуйста.

Объявление такого содержания сейчас можно увидеть на подъездах многоквартирных домов во всех городах и населенных пунктах республики. Уже больше года органы местного самоуправления совместно с Росреестром занимаются поиском правообладателей объектов недвижимости, тех, кто не дошел до МФЦ и недооформил свое имущество в установленном порядке.

«В этом конкретном случае речь идет о квартире, которая перешла к Вантееву И.А. в собственность по договору передачи (приватизация). Договор с БТИ он подписал, но по какой-то причине не завершил процедуру приватизации жилья. Он не заявил о своем праве в Росреестр. Следовательно, в государственной базе данных недвижимости нет информации о том, что именно ему принадлежит конкретная квартира. Чтобы поставить точку в этом вопросе, ему необходимо с паспортом и договором передачи подойти в любой офис МФЦ и подать документы на регистрацию права. Если он приватизировал квартиру до 1998 года, то госпошлина не взимается. По закону оформление права собственности на ранее учтенные объекты недвижимости осуществляется бесплатно. Если стал владеть квартирой позже, то размер госпошлины составит 2000 рублей». 

Если в приватизации квартиры принимали участие и другие члены семьи, то в МФЦ необходимо подойти всем. Хорошо, если все родственники живы, дееспособны и могут собраться вместе, чтобы обратиться в МФЦ.

В практике Росреестра встречаются сложные ситуации, например, когда один из участников приватизации умер, и в таком случае оформить квартиру в собственность можно только через суд. Другой пример. Один из участников приватизации находится далеко и не может в ближайшее время приехать. Здесь не обойтись без оформления нотариальной доверенности с указанием конкретных полномочий. Бывает, что с течением времени утрачена связь между некогда близкими людьми, а подать заявление о регистрации права на общедолевую собственность необходимо одновременно всем участникам приватизации. Здесь сможет помочь только суд.

В Управлении Росреестра рассказали, что некоторые пожилые в силу здоровья уже не могут самостоятельно прийти в МФЦ. В этом случае им рекомендуют воспользоваться услугой выездного приема, который осуществляют специалисты Кадастровой палаты. Услуга платная. Но для инвалидов I и II групп, при предъявлении ими соответствующих документов, бесплатная. Все подробности оказания выездного приема можно уточнить по телефону (8253) 70-80-49.

Управление Росреестра настоятельно рекомендует гражданам, которые после приватизации не дошли до МФЦ, сделать это. На кону сохранность недвижимости, защита имущественных прав. Если сейчас не зарегистрировать право на квартиру, то можно столкнуться с большими трудностями, которые придется решать в суде.

Заместитель руководителя Управления Евгений Дубов
18.10.2022
Каким образом мне прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, если меня мобилизовали?

Федеральной налоговой службы для прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя лицом, призванным на военную службу в связи с объявлением частичной мобилизации в Российской Федерации разработан онлайн-сервис, позволяющий направить в электронном виде заявление на прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя без использования электронной подписи и без личного посещения регистрирующего органа. Для этого необходимо на сайте ФНС России (www.nalog.gov.ru) воспользоваться сервисом «Государственная онлайн регистрация бизнеса». 

С помощью данного сервиса необходимо заполнить форму заявления Р26001 «Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП» с указанием способа представления указанного заявления в регистрирующий орган – «Направление электронной заявки (без электронной подписи) для мобилизованных граждан». К данному заявлению необходимо в обязательном порядке приложить документ о мобилизации. При направлении заявления уплачивается государственная пошлина в размере 160 руб. Заполнить платежный документ и оплатить государственную пошлину также можно с использованием данного сервиса. Результат рассмотрения придет заявителю на адрес электронном почты, указанный при формировании заявления.

05.09.2022
Почему при переходе права собственности Росреестром не требуется справка об отсутствии задолженности по членским и целевым взносам?

Ограничение права собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществу в виду наличия задолженности по членским взносам не соответствует основным принципам гражданского законодательства. Росреестр не может требовать такие справки, так как это не предусмотрено перечнем основных документов при совершении сделки.

Тем не менее, вы можете самостоятельно запросить эту справку у продавца и, если имеется задолженность, отказаться от покупки до погашения долга, либо взять эти обязательства на себя, оформив это документально.

Прежний собственник земельного участка может заключить с новым собственником соглашение о переводе долга по уплате взносов в садоводческом товариществе, который возник у продавца на момент продажи земельного участка на территории садоводческого некоммерческого объединения. В иных случаях взыскание долга осуществляется в судебном порядке. Обратиться в суд о взыскании долга может и садоводческое товарищество.

Начальник отдела правового обеспечения Татьяна Захарова
02.08.2022
Хочу оформить свой гараж по «амнистии», но обнаружил, что не помню даты его постройки. Говорят, что эта дата может повлиять, попадаю я под «гаражную амнистию» или нет. В каких документах это указывалось и как подтверждается документально, что он был построен много лет назад?

«Гаражная амнистия» распространяется на гаражи, построенные до  введения в действие Градостроительного Кодекса РФ, то есть до 29 декабря 2004 года. Если ваш гараж был построен позже, то оформить по упрощенному порядку уже не получится.

Интересующую вас дату можно посмотреть в документах технического учета, там должен быть указан либо год ввода в эксплуатацию, либо год завершения строительства гаража.

Дата постройки гаража может подтверждаться и документом о подключении гаража к электрическим сетям или иным сетям инженерного обеспечения.

Дата возведения гаража указывается в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, которое вы подаете в администрацию.

Рекомендуем предварительно обратиться в администрацию, возможно, она уже располагает данными о годе постройки гаража, соответственно и подтверждающие документы представлять не надо.

19.05.2022
Коснется ли дачников повышение налоговой ставки за неиспользуемые земельные участки?

- Повышенная налоговая ставка распространяется на земельные участки для сельскохозяйственного производства. На участки для ведения садоводства и огородничества данная норма не распространяется.

Начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Чувашии Татьяна Захарова
13.05.2022
Какие документы необходимы при покупке земельного участка в садоводческом товариществе, а без каких документов можно обойтись?

Если земельный участок стоит на кадастровом учете и у его владельца зарегистрировано право собственности, достаточно составления договора купли-продажи. Дополнительных документов не требуется.

Также желательно уточнить: проводилось ли межевание участка. Участок, который не отмежеван и не имеет установленных границ, покупать опасно. Могут возникнуть споры с соседями о прохождении границы. Кроме того, фактическая площадь участка может отличаться от той, которая прописана в договоре купли-продажи. Если участок отмежеван, было бы неплохо пригласить кадастрового инженера, который на месте показал бы границы участка.

Необходимо знать, что договор купли-продажи необходимо пропустить через Росреестр, то есть официально зарегистрировать свое право, подав документы через МФЦ. Подписать договор купли-продажи недостаточно, необходима регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости. Еще один нюанс - договор купли-продажи стороны сделки должны подписать в МФЦ.

Начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Чувашии Татьяна Захарова