Тема семьи в творчестве русских классиков
Тема семьи в русской литературе − одна из ведущих. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений вообще, и отношения в семье, и тема дворянского гнезда. Сам подход к этой вечной теме у писателей был разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.
Можно взять практически любое произведение Х1Х века и на примере любой, описанной там семьи найти и описание нормативных и ненормативных кризисов, и разнообразных компенсаций, от адюльтера до ухода в революционеры, и влияние семейной истории на поведение героев в социуме и уровень их достижений.
15 мая 2017 г. в День семьи, в читальном зале Порецкой межпоселенческой библиотеки, читателей встретила книжная выставка под названием «Семья в творчестве русских классиков». На обзоре книг, мы кратко рассказали о великих произведениях, большинство из которых были прочитаны нашими читателями еще в школьные и студенческие годы. Мы говорили о И.С. Тургеневе и И.А Гончарове, о Л. Н. Толстом, Д.И. Фонвизине, М.Е. Салтыкове−Щедрине, Н.М. Карамзине, А.С. Пушкине, их судьбах, семейных ценностях и отношении к браку, что в прочем и отразилось во многих произведениях наших классиков.
Л. Н. Толстой прожил долгую счастливую семейную жизнь – 13 детей было у них с Софьей Андреевной! Лев Николаевич был чутким и любящим отцом большого семейства.
Он установил «общее и различное между мужчиной и женщиной» и определил их обязанности, предъявив к ним требования «нравственной ответственности перед людьми». Он утверждал, что назначение женщины – это труд рождения, кормления, взращивания детей, воспитания их в религиозно-нравственном духе, который она должна черпать из Евангелия; труд мужчины – это физический и умственный труд, направленный на совершенствование благополучия общественной среды, где живет его семья.
Писатель настойчиво утверждает: создание семьи – это великий труд, в котором требуется постоянная жертвенность супругов.
У М.Е. Салтыкова−Щедрина была деспотичная мать. Забелина Ольга Михайловна была напрочь лишена человечности, и ее образ позже воплотится в «Господах Головлевых». В семье было шестеро детей, и, несмотря на то, что Миша слыл любимчиком, семейных разборок он навидался сполна. Автор пишет, что это не столько история семьи, сколько «история умертвий». И, действительно, на протяжении произведения семья Головлевых постоянно вымирает: сначала умирает старший сын Степка−балбес, затем средний – Павел. Вслед за ним уходит и глава семейства – мать Арина Петровна. И во всех смертях родственников «участвовал» младший брат, прозванный Иудушкой.
Отец известного писателя Д.И. Фонвизина – сатирика был женат два раза, и жизнь в семье была всегда мирная. Первую женитьбу отца Фонвизин описывает как подвиг великодушия, подвиг несколько странного рода по современным понятиям, но, быть может, не выходивший из рамок добродетельных нравов патриархальной старины. Родной брат отца вошел в неоплатные долги, и последний женился на одной вдове-старухе семидесяти лет, которая обязалась уплатить долги брата. Фонвизин говорит, что отцу было тогда 18 лет, и старуха в него влюбилась. Она прожила еще 12 лет с молодым мужем, который «старался об успокоении ее старости, как должно христианину».
Наш автор, который, конечно, знал эту историю из уст отца, замечает: «В наш век не встречаются уже такие примеры братолюбия, чтоб молодой человек пожертвовал собою, как отец мой, благосостоянию своего брата». Мать Фонвизина была женщина с тонким умом и чутким сердцем. Хорошая хозяйка, она была в то же время добра и снисходительна к слугам. Таким образом, отношения в семье Фонвизина нисколько не напоминают те нравы, которые он изобразил в своей сатире.
В семье Простаковых из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» нет любви и согласия между супругами (запуганный Простаков во всём подчиняется грубой, властной жене, единолично распоряжающейся и имением, и слугами, и домом). Слепое обожание госпожой Простаковой единственного сына Митрофанушки принимает самые уродливые формы: главное для неё − женить своё избалованное дитя на богатой девушке.
А вот взаимоотношения скромной селянки Лизы и её матери в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», вызывают у читателя умиление: мать и дочь нежно привязаны друг к другу, вместе переживают потерю отца и мужа − кормильца. Бедность не мешает героиням сохранять чувство собственного достоинства. Старушка мать радуется искренней любви дочери к молодому дворянину Эрасту, а сама Лиза, решившись на самоубийство, прежде всего думает о матери и просит «любезную подружку» Анюту о ней позаботиться.
Таким образом, «мысль семейная» − одна из ведущих тем отечественной литературы. Русские писатели всегда рассматривали семью как основу общества и основу личности, формирующей характер, мировоззрение, жизнь и судьбу страны.