Единые правила в области защиты прав потребителей призваны обеспечить эффективную защиту прав потребителей
18.12.2024 года вступили в силу Единые правила в области защиты прав потребителей, утвержденные Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 06.12.2024 (далее - Единые правила). Единые правила подлежат прямому применению на территории Российской Федерации и Республики Беларусь, при этом в случае противоречия между положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 No 2300-1 «О защите прав потребителей» и Единых правил, приоритет будут иметь положения Единых правил, как документа
прямого действия и высшей юридической силы.
Единые правила отличаются от Закона о защите прав потребителей не существенно, но они есть. В частности, Едиными правилами расширены понятия изготовителя, продавца, исполнителя. Помимо организаций и индивидуальных предпринимателей, к ним отнесены физические лица, не зарегистрированные в качестве
индивидуальных предпринимателей, но выполняющие функции изготовителя, исполнителя или продавца. В перечень лиц, ответственных перед потребителями за нарушение их прав, включены также поставщики.
Согласно Единым правилам продавец обязан провести за свой счет экспертизу товара не только при возникновении спора с потребителем из-за выявленного недостатка в товаре, но и когда предметом спора между ними стала достоверность информации о товаре и его изготовителе.
Также сокращены предельные сроки удовлетворения законных требований потребителя ответственными перед ним лицами, причем в отношении срока на безвозмездное устранение недостатков (то есть на гарантийный ремонт) сокращение значительное: с 45 до 14 дней.
Конкретизирован срок, в течение которого потребитель вправе отказаться от заключенного договора в случае непредоставления ему необходимой и достоверной информации о продукции при заключении договора – 7-дневный срок. Расширена сфера ответственности маркетплейсов, которые обязаны обеспечить соблюдение требований Единых правил продавцами товаров и исполнителями услуг, предложения которых они размещают на своей электронной площадке, а также обеспечить условия для предоставления ими полной и достоверной информации о реализуемой продукции.
Введено обобщающее понятие для всех объектов потребительских правоотношений – «продукция». Продукция в соответствии с Едиными правилами – этотовар, результат работы, услуга, цифровой продукт. В Единые правила включено новое для потребительского законодательства понятие — «цифровой продукт». К цифровым продуктам относятся программы и элементы программ для ЭВМ, фонограммы, аудиовизуальные произведения,
мультимедийные продукты интеллектуальной деятельности, преобразованные в цифровой формат и предназначенные для реализации потребителям (использования за плату).
Защите прав потребителей при реализации цифровых продуктов посвящена специальная глава Единых правил.
С полным текстом Единых правил можно ознакомиться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте https://посткомсг.рф/docs/item/241307/.
08:28
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в г. Шумерля