Несбывшиеся надежды
В наших сердцах всегда будет жить память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Сегодня, в юбилейный год Победы, мы вновь вспоминаем о том, как коротки были жизни воинов, погибших во время Великой Отечественной войны. 5047 поречан не дожили до Победы, отдав жизни за мирное будущее своих потомков. Уходя на фронт, они оставили своих родителей, жен, детей. А некоторые погибли на поле брани совсем безусыми юнцами, хотя и нелепо было умирать, когда вся жизнь только начиналась. Они мечтали о светлом будущем, строили планы. Но 22 июня 1941 года оказалось для них рубежом, который перечеркнул все мечты и надежды. И матери, провожавшие на фронт своих сыновей, надеялись на скорое их возвращение. Но материнским надеждам не суждено было сбыться.
В семье поречан Кочетовых на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. погибли пятеро. Рядовой Кочетов Николай Васильевич 1905 г.р. погиб в бою 27 декабря 1943 г. Рядовой Кочетов Степан Васильевич 1907 г.р. погиб в бою 11 декабря 1942 г. Рядовой Кочетов Иван Васильевич 1909 г.р. умер от ран 12 мая 1943 г. Сержант
Кочетов Александр Васильевич 1918 г.р. погиб в бою 4 марта 1943 г. Рядовой Кочетов Петр Васильевич, 1922 г.р. погиб в бою 3 декабря 1943 г. Ему был всего 21 год. Семьей обзавести не успел, женат не был. Первую похоронку в семье Кочетовых в 1942 году получили на Степана Васильевича. Не стало кормильца, остались сиротами четверо детей. Старшей дочери Галине было 11 лет, близнецам Рае и Коле – по 9 лет. Самой младшей Валентине было всего 4 года. Но она отчетливо помнит, как принесли похоронку в дом, как в страшной истерике забилась мать от горестной вести, упала на лавку возле стола.
Не сбылись надежды и старшей из дочерей – Галине Степановне Кочетовой (Рогановой). В воскресенье 22 июня 1941 года Галинка встала рано, не спалось. Завтра, 23 июня, у нее день рожденья. Девчачье сердце отчаянно колотилось в предчувствии чего-то необычного, тем более она слышала, как отец сказал матери: «Галина совсем скоро взрослой станет, завтра уже 11 лет будет». Наспех собравшись, Галинка поспешила на рынок, который находился напротив их дома. Она, конечно, не рассчитывала, что в день рожденья ей преподнесут какой-то особый подарок, но от соблазна посмотреть на базаре на продавшиеся пальто, при виде которых у девчонки голова кругом шла, она отказаться не могла. Мысли о пальто мучили Галинку постоянно. Вот и теперь подумалось, что пальто ей, конечно, не купят. Остальным младшим сестренкам и брату пальто бы тоже не помешало, но, может, сегодня на базаре будут продавать что-то особенное. На рынке народу было уже много. Некоторые приехали на лошадях. Лошади, привязанные к оглоблям повозок, мирно жевали солому, продавцы неспешно выкладывали товар. Вдруг моментально все изменилось: продавцы стали спешно собирать товар. Мужчины мгновенно начали отвязывать повозки и запрягать лошадей. И вся базарная толпа бросилась бежать. Рынок опустел моментально после известия о начале войны.
Галинке было досадно, что из-за какой-то войны завтра срывался ее день рожденья. Когда она прибежала домой, страшную весть дома уже знали. На следующий день и всю неделю про ее день рожденья так никто и не вспомнил. Вскоре в один из вечеров принесли повестку из военкомата. Мать громко заплакала, коротко сказав старшей дочери: «Беги, скажи всем родным. Отца завтра забирают на фронт». У Галинки сильно забилось сердечко от мысли, что ей придется бежать по безлюдной Маслозаводской улице и Богатому переулку, где между домами расстояние было немалое, да еще, не дай Бог, Ванька Игошин по дороге встретится, который не только детей, но и любого взрослого напугать может. Пробежав по темной улице, девочка облегченно вздохнула. Ванька на пути не встретился. Не повстречался он и до конца ее бега по улицам села. На следующий день пошли в военкомат. Около военкомата отец наспех обнял свою многочисленную семью, сказал матери, чтоб ждала письма. Мать горестно заплакала. Отец Галины вместе с другими мужчинами зашел во двор военкомата. Они сели в машину. Медленно открылись двери военкомата, толпа людей рванулась к машине, но машина быстро помчалась на далекий и непонятный для Галинки фронт.
Мать работала в колхозе. Брала Галинку в помощницы ежедневно. Кудрявая, хрупкая, невысокая Галина в работе не уступала взрослым женщинам-колхозницам, поэтому ей, наравне с остальными колхозницами, давали норму хлеба на сортировке (1 кусочек), который они с матерью съедали сразу же. А второй, мамин, несли младшим Галининым сестрам и братишке.
Зима первого года войны выдалась морозной, Галинка почти ежедневно ездила на санках в лес, готовила дрова. После похоронки, полученной на отца, в доме как-то разом кончились все припасы, начали голодать. Теперь Галине приходилось заготавливать дрова не только для себя, а и на продажу. Однажды, наложив в санки дров побольше, Галина потащила поклажу в Анастасово, чтобы поменять дрова на какую-нибудь еду. Как назло, дрова никто не брал, на душе у Гали было тоскливо, сердце отчаянно сжималось. Вспоминались слова матери: «Может, хоть картошек на 5 обменяешь, похлебку сварим, а то только опять лук вприхлебку с кипятком». Непонятно было, чего больше девочка боялась: лука с кипятком «вприхлебку» или того, что тяжелые санки с дровами нужно будет тащить обратно в Порецкое. Пожалуй, возвращение с непроданными дровами пугало больше. Нет! Обратной дороги с дровами на санях она не выдержит. Дрова нужно было продать во что бы то ни стало. Тем более, что дома ждали голодные мама, бабушка Настя, сестренки Рая с Валей, братишка Коля. Наверное, кто-то свыше прочел невеселые мысли худенькой девочки. Дрова удалось поменять на несколько картофелин…
Нельзя назвать счастливой и дальнейшую судьбу Галины Степановны. Вся жизнь прошла в труде, заботах. В молодом возрасте умер младший сын Владимир. Через три года похоронила мужа Юрия Васильевича, с которым прожили душа в душу 54 года. Нажили двоих детей, четверых внуков, двоих правнуков. Но, как говорится, судьбу не выбирают.
Много лет минуло с военной поры, но не забывает Галина Степановна Кочетова (Роганова) ни тех невеселых раздумий, ни работы колхозной звеньевой в свои 12 лет, ни сбора ранней весной полусгнившего картофеля в поле, из которого мать пекла лепешки, ни тяжелого труда по найму (частенько они с мамой Антониной Андреевной ходили по домам, работали за кусок хлеба), ни того, как хотелось ей всю жизнь иметь хорошее пальто. «Так мне всю жизнь и не довелось пальто хорошее купить, – говорит Галина Степановна, – то дом надо было строить сначала себе, потом детям, внукам тоже помогать надо было учиться. А в те голодные времена и не знаю, как выжили. Чего только есть тогда не приходилось!»
Несбывшиеся надежды девочки-подростка до сих пор будоражат воображение труженицы тыла, ветерана труда Рогановой Г.С., но она знает точно, что ее отец Степан Васильевич Кочетов и его братья Иван, Петр, Александр и Николай погибли на фронте, защищая Родину, они мечтали о светлом будущем, о счастье своих близких. Они воевали ради будущего.
Л. Макарова,
с. Порецкое.