Бюджет района сохранит социальную направленность
На этой неделе на Собрании депутатов района принят бюджета Порецкого района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. С основным докладом выступила начальник финансового отдела Татьяна Галахова.
Было отмечено, что формирование параметров бюджета района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов осуществлялось на основе прогноза социально-экономического развития, основных направлений бюджетной и налоговой политики. Бюджет сформирован на 3 года: очередной финансовый год и 2-х летний плановый период. Прогноз доходов бюджета рассчитан исходя из основных показателей прогноза социально-экономического развития района на 2020-2022 годы. Прирост индекса промышленного производства прогнозируется в 2020 году к предыдущему году на 3,5%, в 2021 и в 2022 годах – 3,7% и 4,0% соответственно. Прирост фонда заработной платы предусматривается на 4,7% к уровню 2019 года в 2020 году, на 5,9% и 6,0% – в плановом периоде. Инфляция в 2020 году составит 3,0%, в 2021 и 2022 годах – 4,0% и 4,2% соответственно. Доходы бюджета прогнозируются в 2020 году в сумме 307 024,6 тыс. руб., в 2021 году – 218 310,1 тыс. руб., в 2022 году – 227 227,3 тыс. руб.
Структура доходов показывает, как и в прежние годы, основная часть это межбюджетные трансферты, в том числе дотации, субсидии и субвенции, поступающие из республиканского бюджета. Объем этих средств в 2020 г. составит 233 486,8 тыс. руб. (76,0% от общего объема доходов бюджета), что на 74,3% (99,5 млн. рублей) больше утвержденного плана в 2018 году. На 2020 год субвенции на выполнение передаваемых государственных полномочий предусмотрены в сумме 104 963,2 тыс. руб. Объем субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципального района составит 107 909,5 тыс. руб. (данные средства пойдут на софинансирование полномочий органов местного самоуправления в области дорожного хозяйства, образования, обеспечение жильем и ряд других) и дотации – 20 614,1 тыс. руб. Наибольший объем поступлений обеспечивается налоговыми доходами, преобладающую позицию в которых занимают налог на доходы физических лиц и налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых. На долю этих налогов в 2020-2022 годах приходится порядка 87% налоговых доходов. Налоговых и неналоговых доходов бюджета района в 2020 году планируется получить 70 920,8 тыс. руб. (с ростом к 2018 году на 13,3%), из них налоговые доходы 64 820,8 тыс. руб., неналоговые доходы предлагаются в сумме 6 100,0 тыс. руб. По основному доходному источнику – налогу на доходы физических лиц план составит 44 297,1 тыс. руб., что на 4 797,1 тыс. руб. выше достигнутого уровня в 2018 году и на 9,3% (3 779,9 тыс. руб.) выше ожидаемого исполнения за 2019 год, его удельный вес в структуре собственных доходов бюджета района составляет 62,5%.
Следующим наиболее крупным доходным источником бюджета является налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых, поступления по которому прогнозируются в размере 12,0 млн. руб., что на 32,2% (2 921,7 тыс. руб.) выше достигнутого уровня в 2018 году.
План поступлений налогов на совокупный доход (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единый сельскохозяйственный налог; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения) доведен на 19,7% выше уровня исполнения 2018 года, и составит в 2020 году 4 463,7 тыс. руб. Планируемые доходы от уплаты акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, составят 2 100,0 тыс. руб., что на 205,2 тыс. руб. выше достигнутого уровня в 2018 году. Доход от транспортного налога в 2020 году утвержден в сумме 960 тыс. руб. План по поступлению государственной пошлины рассчитывался исходя из ее фактического поступления в бюджет и определен в объеме 1 000,0 тыс. руб.
Что касается неналоговых доходов: они формируются за счет поступлений в бюджет муниципального района. Указанных доходов на 2020 год запланировано 4 150,0 тыс. руб., что на 633,1 тыс. руб. выше достигнутого уровня в 2018 году; плата за негативное воздействие на окружающую среду – 175,0 тыс. руб.; доходы от продажи материальных и нематериальных активов планируются в сумме 500,0 тыс. руб.; штрафы, санкции, возмещение ущерба прогнозируются в 2020 году в сумме 1 300,0 тыс. руб.
Главный финансовый документ района по расходам сформирован на 2020 год в размере 309 062,3 тыс. руб., на 2021 год – 220 161,7 тыс. руб., на 2022 год – 231 133,8 тыс. руб. Бюджет сформирован на основе 16 муниципальных программ.
Сохраняется социальная направленность бюджета на протяжении всего трехлетнего периода. Расходы социальной сферы в бюджете занимают в 2020 году 65,2% или 201 635,2 тыс. руб. На реализацию национальных проектов в бюджете 2020 года предусмотрено порядка 26 987,1 тыс. руб., а в трехлетнем периоде – более 33 829,0 тыс. руб. На финансирование сферы образования планируется направить в 2020 г. 134 800,9 тыс. руб. Удельный вес расходов на образование в общем объеме расходов бюджета составляет 43,6%. В районе действует 2 дошкольных образовательных и 5 общеобразовательных учреждений с 7 группами дошкольного образования, 2 учреждения дополнительного образования детей. Численность обучающихся и воспитанников в дошкольных организациях на 01.09.2019 составляет 349 детей, в школах – 979 учащихся. Расходы на обеспечение деятельности учреждений дошкольного образования составят 16 119,7 тыс. руб.; общего образования – 103 781,5 тыс. руб.; дополнительного образования – 14 113,6 тыс. руб. При формировании бюджета по данной отрасли учтено средств в расчете на одного обучающегося в районном центре: 35 315,4 руб. – для начального общего образования, 42 053,5 руб. – для основного общего образования, 49 440,9 руб. – для среднего общего образования; в общеобразовательных учреждениях, находящихся за пределами районного центра: 44 768,1 руб. – для начального общего образования, 61 400,5 руб. – для основного общего образования, 67 886,7 руб. – для среднего общего образования; на одного обучающегося дошкольного возраста – 53 012,2 руб. Кроме того, учтены бюджетные ассигнования на проведение капитального ремонта муниципальных учреждений образования: 21 555,5 тыс. руб. за счет субсидии из республиканского бюджета и 1 212,4 тыс. руб. – софинансирование из местного бюджета.
На обеспечение деятельности муниципальной детско-юношеской спортивной школы направляется 8 790,0 тыс. руб., детской школы искусств – 3 555,0 тыс. руб. Отдельной строкой предусмотрено финансирование в сумме 631,6 тыс. руб. на приобретение музыкальных инструментов, оборудования и материалов для детской школы искусств в рамках поддержки отрасли культуры на 2020 год.
В рамках финансирования муниципальной программы «Содействие занятости населения» учтены средства в сумме 65,0 тыс. руб. на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Также предусмотрены бюджетные средства на поддержку муниципальных образовательных учреждений и мероприятий в области молодежной политики. В 2020 году планируются расходы в этом направлении в сумме 786,1 тыс. руб.
В сфере культуры будет продолжено предоставление муниципальным учреждениям, оказывающим услуги в сфере культуры субсидий на выполнение муниципального задания по оказанию услуг – 18 032,3 тыс. руб. На укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культурно-досугового типа выделяется 3 789,5 тыс. руб., из них 3600,0 тыс. руб. – субсидии из республиканского бюджета. Аналогичная сумма предусмотрена и на укрепление материально-технической базы библиотек. Также в бюджете следующего года в рамках финансирования мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 100-летия образования Чувашской автономной области, учтены средства на ремонт Порецкого РДК и Напольновского СДК в сумме 8 130,0 тыс. руб.. Всего на культуру в 2020 году планируется направить 34 941,9 тыс. руб. (11,3% от объема расходов бюджета).
Следующее направление, которое тоже учтено в бюджете – это физическая культура и спорт. Здесь запланированы бюджетные ассигнования в рамках муниципальной программы по развитию физической культуры и спорта в сумме 20,0 млн. руб. (6,5% от общих расходов бюджета) на укрепление материально-технической базы учреждений в сфере физической культуры и спорта.
Расходы районного бюджета на социальную политику в 2020 году составят 11 892,4 тыс. руб. (3,8% от общего объема расходов бюджета). Из них на выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в рамках финансирования подпрограммы «Социальная защита населения Порецкого района» муниципальной программы «Социальная поддержка граждан» учтено 57,0 тыс. руб.; на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей – 5 327,3 тыс. руб.; оказание материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – 50,0 тыс. руб.; обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, педагогическим работникам и работникам культуры – 2 660,2 тыс. руб.; предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, – 2 028,2 тыс. руб.; выплату компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, – 109,9 тыс. руб.; выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью – 90,0 тыс. руб.; осуществление госполномочий по назначению и выплате единовременного денежного пособия гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка – 300,0 тыс. руб. Кроме того, на 2020 год предусмотрено 1 212,2 тыс. руб. на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в рамках мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий и 57,6 тыс. руб. для осуществления государственных полномочий в сфере трудовых отношений.
В следующем году продолжится выполнение обязательств по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, на эти цели предусмотрены ресурсы в сумме 8 516,4 тыс. руб. Здесь необходимо отметить, что бюджет предусматривает внушительные расходы на заработную плату и отчисления 133 268,1 тыс. руб. (43,1% от общих расходов бюджета).
В раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» включены расходы в сумме 150,0 тыс. руб. на оплату взносов по капитальному ремонту жилищного фонда, в сумме 2 704,3 тыс. руб. – осуществление полномочий по обеспечению жильем многодетных семей, в сумме 1 550,0 тыс. руб. – на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, 20,987 млн. руб. – на строительство 2 этапа водопровода в с. Порецкое.
В предстоящем периоде продолжится реализация приоритетного проекта «Формирование современной городской среды». Средства планируется направить на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе дворовых территорий, прилегающих к многоквартирным домам. На указанные цели будет направлено в 2020 г. 3 349,6 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 3 326,1 тыс. руб.. Бюджетное финансирование мероприятий муниципальных программ по развитию и модернизации сферы ЖКХ составит 21 137,5 тыс. руб. Всего расходы по данной отрасли учтены в сумме 28 742,9 тыс. руб. (9,3% от общих расходов бюджета).
Весомо финансирование раздела «Общегосударственные вопросы»: планируемые расходы на 2020 год составляют 33 955,6 тыс. руб. (11,5% от общего объема расходов бюджета). Средства на содержание органов власти предусматриваются в пределах утвержденного норматива на их содержание в сумме – 21 916,5 тыс. руб.. В рамках этой же отрасли предусмотрено 1 253,2 тыс. руб. на организацию предоставления услуг МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг, 8 677,1 тыс. руб. – на функционирование центра финансового и хозяйственного обеспечения района. Сформирован резервный фонд муниципального образования в сумме 300,0 тыс. руб.
В рамках финансирования раздела «Национальная оборона», как и в прошлые годы, предусматриваются расходы на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, в объеме 1 165,0 тыс. руб., которые полностью будут переданы в бюджеты сельских поселений. Расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» предусмотрены в объеме 2 381,4 тыс. руб. (0,8% от общего объема расходов бюджета). Основные расходы в рамках финансирования этой отрасли планируется направить на выполнение полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния –1 273,4 тыс. руб.; финансирование муниципальной программы «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий» – 1 108,0 тыс. руб., из них расходы на содержание единой дежурной диспетчерской службы – 958,0 тыс. руб., модернизацию и обслуживание ранее установленных сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасное муниципальное образование» – 150,0 тыс. руб. Кроме того, выделяются средства на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности муниципальных учреждений: запланировано 457,3 тыс. руб. Более 7,5% от расходов бюджета предусмотрены ассигнования по такому важному направлению, как развитие реального сектора экономики (23 074,7 тыс. руб.).
Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда, формирование которого регулируется федеральным законодательством, на три года составит 77 524,4 тыс. руб. В бюджете предусмотрены дотации бюджетам сельских поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности за счет субвенции, предоставляемой из республиканского бюджета в сумме 10 921,4 тыс. руб. и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов сельских поселений – 7 186,0 тыс. руб. Параметры ближайших трех лет предусматривают сохранение дефицита районного бюджета. В 2020 году он спланирован в сумме 2 037,7 тыс. руб. или 5,7% собственных доходов бюджета.
Основной финансовый документ района на 2020-2022 годы учитывает настоящие и прогнозируемые экономические реалии, обеспечивает выполнение текущих обязательств и новые возможности для дальнейшего развития отраслей бюджетной сферы.