Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Моряки и речники Поречья

В прошедшее воскресенье, 7 июля, Россия праздновала День Морского и Речного Флота, а 14 июля (второе воскресенье месяца) будет отмечаться День рыбака.

Поречье давно является признанным центром морской и речной подготовки. И дело не только в том, что в нашем районе родился великий кораблестроитель Алексей Крылов. Сура издавна давала поречанам пропитание и работу. Отсюда многие наши земляки нашли свой путь на реки и моря. Вспомним некоторых из земляков, посвятивших морскому и речному делу свою жизнь.

В середине и конце 18 века крестьяне из Чувашии занимались транспортировкой казённых судов по Волге, а также соляных судов из Перми до Нижнего Новгорода. Главными торговыми портами Чувашии стали Чебоксары, Сундырь (который позже получил название Мариинский Посад), Козловка – на Волге, Ядрин, Порецкое, Алатырь – на Суре.

Из-за малоземелья многие поречане занимались ремеслом, извозом, торговлей, рыбалкой. Знаменитую сурскую стерлядь отправляли по Суре, Оке, Волге, Москва-реке в живом виде к царскому столу. В 1728 году в Порецком, например, было 38 рыболовов.

С 40-х годов 19 века село Порецкое стало одним из больших торговых центров Симбирской губернии. В дни ярмарок сюда приезжали сотни купцов и торговцев, заключать различные сделки из Астрахани, Царицына, Самары, Саратова, Казани, Симбирска, Нижнего Новгорода, Ярославля, Москвы и даже Санкт-Петербурга. Благодаря ярмаркам, село было известно во многих уголках царской России.

К середине 19 века (к этому времени Порецкое перешло во владение П.И. Мятлевой) промышленные предприятия вотчины получили дальнейшее развитие: построены суконная фабрика на шесть станов, поясная и лесопильная, производство продукции винокуренного завода доведено до 300 тысяч вёдер в год. Большая часть товаров вывозилась по реке.

Улучшение организации работы пристаней на Суре, их расширение стало необходимостью. Портовые хозяйства, а также приток купцов-хлеботорговцев из Нижнего Новгорода и Москвы (братья Жеребцовы, Полежаев, Шадрин и другие) сыграли положительную роль в увеличении занятости населения Порецкого.

Судовладельцам, купцам потребовались грузчики (крючники), матросы, возчики, ткачи для рогожного кулья и другие рабочие.

Одним из замечательных явлений было строительство вместительных барж для перевозки хлеба. В то время известным строителем барж был Семён Шлямин, которому помогали 2 сына, 4 родственника и, нанятые им, 2 работника. Самыми крупными баржевиками в Порецком были Жидовиновы, Подзаходниковы, Стрельниковы.

В Порецком районе изготавливали корабельные гвозди и якоря. В селе Порецкое на Суре, а также на реке Киря, в связи с разработкой леса возле сёл Козловка, Напольное, Ряпино, Сыреси возникло несколько пристаней. В Семёновском ковали якоря и делали тросы.

Долгое время под руководством ардатовского лоцмана Григория Иванова работали бурлаками жители присурских селений – Леонтий Андреев, Степан Антонов, Василий Егоров, Семён Ефимов, Михей, Петр и Терентий Ивановы, Фёдор Козлов, Ефим Леонтьев, Андрей Новиков, Гавриил Подзаходников, Фёдор Шлямин, Семён Юдин, Тимофей Яковлев и многие другие.

Из забытья всплывают имена земляков – речников и моряков, которые делали нашу Родину могущественней и богаче, а её граждан – счастливее. В 1911 году Василий Прокопьевич Кузнецов поступил служить на одну из волжских барж. Так он начал свою «водную» биографию. С тех пор Василий Прокопьевич не расставался с любимым делом и встретил на реке 60 навигаций, со временем став начальником Порецкой пристани Сурского эксплуатационного участка, ветераном речного пароходства. В 1917 году он служил рулевым на эскадронном миноносце «Изяслав» в Гельсингфорсе, был в числе революционно настроенных матросов. Рыбинск и Нижний Новгород, Самара и Астрахань-на-Волге, Чистополь, Сарапул и Пермь-на-Каме, Благовещенск, Бирск,Уфа-на-Белой, Васильсурск, Шумерля, Алатырь, Порецкое-на-Суре и ещё в нескольких речных портах и пристанях бывал Василий Прокопьевич. В 1954 году за долголетний и безупречный труд в речном флоте В.П. Кузнецов был награждён орденом Ленина.

Николай Фёдорович Фролов родился в с. Напольное. После школы служил в рядах Советской Армии на Дальнем Востоке. В 1960 году по призыву Приморского крайкома партии остался работать в Управлении активного морского рыболовства г. Находка. Траулер «Берёзовик», на котором работал Николай Фёдорович, был одним из лучших в Управлении. Он выполнял 2-3 плана в год. За высокие уловы рыбы мастер добычи Николай Фёдорович Фролов неоднократно награждался Похвальными и Почётными грамотами, ценными подарками, в том числе и именными золотыми часами. В 1966 году он был удостоен высшей награды СССР – ордена Ленина.

Иван Михайлович Шитов родился 13 мая 1939 года в с. Напольное. В 1958 году он окончил Порецкую среднюю школу и поступил в Одесское мореходное училище Министерства морского флота СССР. В 1962 году он поступил учиться в Одесский институт инженеров морского флота. С 1962 по 1988 год И.М. Шитов работал на судах дальнего плавания. Иван Михайлович прошёл путь от четвёртого штурмана до капитана. Последние четыре года И.М. Шитов командовал самым крупным судном Черноморского пароходства «Николай Кузнецов» грузоподъёмностью 53 тысячи тонн. В 1988 году Иван Михайлович был назначен начальником Управления Одесского морского пароходства специализированного флота в составе которого находилось 87 судов. Иван Михайлович – не единственный в семье моряк, но его флотский вклад в копилку Родины является наиболее весомым.

Уроженец деревни Шадриха Геннадий Васильевич Суслов стал Героем Социалистического Труда (как академик-кораблестроитель А.Н. Крылов). После окончания семилетней школы в селе Кудеиха в 1953 году Г.В. Суслов уехал к родственникам в Феодосию, работал в порту разнорабочим. В 1961 году он переехал в Новороссийск, где возглавил сначала бригаду грузчиков морского порта, а затем – бригаду докеров-механизаторов. За выдающиеся заслуги по осуществлению экспортно-импортных перевозок в 1981 году, выполнение гражданского и интернационального долга Геннадию Васильевичу Суслову 1 июля 1982 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Он также награждён орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта».

При содействии семёновского священнослужителя Андрея Лебедева (в прошлом – моряка-рыбака) для комплекса «Флотская слава Поречья» из Новороссийска были доставлены судовой колокол и форма капитана рыболовецкого судна. Он регулярно проводит духовно-патриотическую работу с подрастающим поколением.

Много лет речную культуру и правила безопасности на воде землякам прививает старший инспектор ГИМС Виктор Саксонкин.

В. Голев.



АУ "Редакция Порецкой районной газеты "Порецкие вести"
10 июля 2019
09:07
Поделиться