Наша память жива
Моя старшая дочь Анна назвала своего первенца Фёдором. Оказывается, имя сыну дал муж Александр в честь своего родственника Каулина Фёдора Григорьевича, геройски погибшего во время Великой Отечественной войны. От родственников зятя я узнала грустную историю о том, что фамилия героя не была даже выбита на памятнике погибшим воинам, установленном возле Анастасовской средней школы. И мне очень захотелось узнать хотя бы частичку жизни и судьбы этого человека.
Фёдор Григорьевич Каулин родился в 1921 году в деревне Ключи Порецкого района Чувашской АССР в многодетной семье колхозников Каулиных Прасковьи Степановны и Григория Матвеевича. Из десяти детей был седьмым. Учился в Анастасовской средней школе, после окончил Порецкое педагогическое училище и снова вернулся в родную школу, где начал работать учителем. Был членом ВЛКСМ и ВКП (б). В 1940 году Порецким РВК был призван в ряды Красной Армии. Когда началась война, его отправили на краткосрочные курсы в г. Казань. Он очень хотел быть лётчиком, но не прошел комиссию из-за гайморита, поэтому выучился на танкиста в танковом училище в городе Сызрань. Учиться в нем надо было 8-10 месяцев, поэтому в письмах к матери он писал: «Долго пробуду в тылу, но лучше быть на фронте!»
Воевал в составе 1297-го самоходного артиллерийского Краснознаменного Двинского полка 2-го Белорусского фронта. В июле 1944 года при штурме города Двинска корректировал огонь полка, в результате чего было уничтожено большое количество техники, вооружения и живой силы противника. Был награжден Орденом Отечественной войны 1 степени и Орденом Красной Звезды.
Он чуть-чуть не дожил до победы. В январе 1945 года ему из дома пришло письмо, где мать написала о гибели на войне мужа дочери, его сестры, и других родственников. В начале февраля 1945 года их полк оказался на подступах Восточной Пруссии. Старший лейтенант Каулин Фёдор Григорьевич был к тому времени начальником связи 1297-го самоходного артиллерийского полка. Был дан приказ: взять город Эльбинг. Обстановка в городе была очень тяжелой, потому что немцы сдаваться не хотели и превратили Эльбинг в мощный опорный пункт, прикрывавший подступы к Данцыгской бухте. Всего в городе было более 10 000 немецких солдат и офицеров, имелось до 4-х тысяч фольксштурмовцев. Противник имел перевес в пехоте, но в артиллерии, танках и авиации наши воска превосходили его. В Эльбинге шли жестокие бои за каждый квартал, улицу, дом. В день наши войска проходили не более километра. Офицеры и бойцы быстро освоили приемы ведения боя в крупном укрепленном городе и проявляли при этом находчивость, смелость и упорство в борьбе с врагом.
Наши танки должны были пройти по заминированному полю. Первым вызвался идти Каулин Фёдор, командир связи полка. «Пойду первым. У вас есть жёны и дети», – сказал он, обратившись к солдатам. Фёдору очень хотелось отомстить немцам за своих погибших родственников. Это было 6-го февраля 1945 года. Бой был очень тяжелым. Танк подорвался на мине, и его ранило осколком в живот. Истекая кровью, он умирал на руках у своего друга.
Вскоре его мать, Прасковья Степановна, получила похоронку на сына, а через некоторое время и письмо от его друга, в котором говорилось о том, как героически погиб их сын.
В ходе боев наши части уничтожили, освобождая город Эльбинг от фашистов, около 25 000 офицеров и солдат врага, захватили в плен 1272 человека, 3 паровоза, 50 вагонов, 500 автомашин, 24 орудия, 20 разных складов, 10 танков и штурмовых орудий, 40 танковых тягачей. Бои, продолжавшиеся целую неделю, закончились полным разгромом вражеского гарнизона. Взятием Эльбинга закончилась для нас Восточно-Прусская операция. За боевые отличия 6 артиллерийских и минометных бригад и 5 отдельных полков были удостоены боевых орденов, 6 бригадам присвоены почётные наименования «Эльбингские» и «Мариенбургские». Фёдор Григорьевич Каулин был посмертно награждён орденом Отечественной войны 2 степени. Он был похоронен в селе Прейсишмарк (Восточная Пруссия).
Многое родственники о своем герое узнали недавно, когда в Подмосковье, в Подольске, был открыт центральный архив Министерства обороны и создан сайт «Бессмертный полк – Москва» (Электронная книга памяти). Там они нашли информацию из объединённой базы данных о Фёдоре Григорьевиче Каулине, приказ об исключении из списков, военную биографию, именной список безвозвратных потерь личного состава 1297-го самоходного артиллерийского Краснознаменного Двинского полка, статьи из военных журналов о боевых действиях в Восточной Пруссии.
Родственники долго добивались, чтобы фамилия трижды орденоносца Каулина Фёдора Григорьевича была выбита на памятнике Погибшим воинам. И после долгих походов в Порецкий военкомат, где его фамилию все-таки нашли в журнале, она была в 80-е годы кривовато набита на памятнике. Но сейчас она снова стерлась и исчезла. Орден так и не нашёл своего героя, его не вернули родственникам.
А у меня с уст не сходят слова поэта С.Орлова, которые мы в первом классе заучивали наизусть:
«Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат...»
М. Архипова.