Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Порецкая школа – это моя судьба

В этом году наша любимая школа отметила столетний юбилей. Это замечательная дата, и в наше время не каждому образовательному учреждению везёт дожить до неё. Значит, наши предки крепко заложили «фундамент, значит, потом хорошо были сложены стены и сделано покрытие».

42 года назад я пошла в 1-ый класс к первой учительнице Серапионовой Вере Николаевне (у которой когда-то училась моя старшая сестра Галина) в старое деревянное здание начальной школы, расположенной в самом начале улицы Комсомольской, где в каждом классе в то время стояли чёрные печки-голландки, которые  утром топили техслужащие.

Я была любознательной девочкой, и мне хотелось побывать у всех учителей школы, кто там работал. Отпрашиваясь с урока, я тихонько шла по коридору и заглядывала в дверь класса, где училась моя средняя сестра Елена. Её учительница, Авраменко Римма Александровна, была очень строгой: в классе стояла тишина. Слышно было, как пролетит муха. Я встречалась глазами с сестрой и убегала. Потом заглядывала к Ивану Григорьевичу Лепилину. Он был один мужчина в этой школе, и наши соседи – первоклассники обожали его.  Иван Григорьевич очень любил ходить в походы с детьми. Его спокойный, уравновешенный голос держал весь класс во внимании. И мне тоже хотелось послушать его на уроке.

Зоя Александровна Чистякова всегда улыбалась мне и говорила: «Здравствуй, Мариночка, ты к нам в гости пришла, заходи». Они с Риммой Александровной  работали в паре, во 2-х классах. А я, первоклассница, летела дальше по коридору и приоткрывала дверь со стёклами в 3-й класс, где у моей двоюродной сестры Ирины Юдиной интересно вела уроки молодая учительница Малофеева Галина Александровна, энергичная, прогрессивная и всегда методически подкованная. Я прислушивалась к объяснению нового материала. Дети у неё сидели, как по линейке. «Строгая!» – подумала я. Напротив её кабинета была узкая длинная учительская, где за столом я часто видела завуча – Шпынёву Валентину Алексеевну. Она иногда ходила по коридору, проводила контрольные работы и линейки.  

В переменку приходила буфетчица из ресторана и на большой чёрной жаровне приносила пирожки и ватрушки. Их  мы раскупали за секунду и ели с превеликим удовольствием, запивая водой из железной кружки, которая стояла рядом с питьевым баком.

После уроков была продлёнка, которую я посещала до 7-го класса. Там всегда работали самые добрые учителя и воспитатели. Мы помним до сих пор Анну Фёдоровну Осокину, Анну Фёдоровну Скрипилину, Римму Васильевну Тропину, Валентину Николаевну Литовкину, Альбину Николаевну Жукову  и других.

А летом в этом здании был  пришкольный лагерь, где вожатые учили нас петь, играть и дружить.

В 3-м классе нас перевели в большое кирпичное двухэтажное здание. Там началась новая для нас жизнь. Теперь я бежала по широким школьным коридорам и снова совершала экскурсию, но уже во взрослую жизнь. Мы все любили  НВП и военрука Голова Александра Васильевича. Надо возвращаться к таким занятиям: обстановка сегодня в мире неспокойная (неплохо бы школьникам уметь разбирать и собирать автомат Калашникова, а также учиться попадать в цель (как мы это делали в тире). Английский язык у нас вела Денисова Валентина Ивановна. Как я любила рассказывать тексты на английском языке! Поэтому трудностей с этим предметом у меня в пединституте не было. У другой группы немецкий язык вёл участник войны Гузняев Иван Владимирович. Мою сестру Лену английскому обучала Егорова Анна Владимировна. А старшая сестра Галя в совершенстве владела немецким языком (и мы ей немного завидовали), потому что её обучал профессионал своего дела, участник Великой Отечественной войны Грибанов Владимир Иванович. Библиотекой заведовала Евдокия Семёновна. Строгая, попробуй книжку не заклеить, или вовремя  не сдать, или, не дай Бог, её потерять…

На музыку мы ходили к самой милой и доброй учительнице Танькиной Лидии Алексеевне, которая также вела и хоровой кружок. В 4-м классе меня записали аж на радио с детской  песней. В то время это было событие!

В старших классах готовила нас к праздникам и вечерам Храмкина Наталья Юрьевна. Она на пианино могла подобрать любую мелодию.

Каждую  перемену все мальчишки бежали в спортивный зал (не курить, как сейчас, или играть в телефоне) крутиться на турнике, выполнять «солнце», а мы, девчонки, стояли рядом и удивлялись их сильным рукам. В физкультурном зале работали с нами учителя от Бога – Каштанов Виктор Александрович, Глухов Владимир Александрович, Симакова Татьяна Николаевна. Как с ними можно было не любить физкультуру! На уроке присутствовали все, и спортивные достижения у детей были лучшими во всём районе и республике.

Дальше шли кабинеты математики и наши любимые учителя: Шлямин Борис Степанович, Хораськина Ирина Андреевна, Фёдорова Людмила Николаевна. Со слов старшеклассников, хорошие знания давали Захарова Зоя Михайловна и Борзова Наталья Михайловна.

На уроках труда мы учились шить у Таисии Николаевны Ткачёвой, которая придиралась к каждому шву, если он был кривой, ей хотелось вырастить из нас хороших хозяек и мам. Что у неё вроде  получилось.

Русскому языку и литературе старшую сестру обучала Ховрина Мария Ивановна, среднюю – Ефимович Антонина Константиновна, а меня – многие учителя. Сначала – молодая и строгая Скрипилина Любовь Александровна,  потом – добрая Васина Любовь Васильевна. В итоге передали наш большой класс добрейшей женщине, мудрому педагогу Александровой Маргарите Михайловне. Она на уроках литературы разрешала мне читать наизусть перед классом стихи моих любимых поэтов, а также давала нам с девочками проверять тетради пятиклассников и выставлять им оценки красной пастой. Какое удовольствие мы от этого получали, воображая из себя учителей. Так я и полюбила русский язык и литературу, и потому, наверное, выбрала филологический факультет и педагогический институт.

Первый этаж здания школы завершал кабинет физики №17, где трудился наш добродушный интеллигентный классный руководитель Глотов Виктор Васильевич, а также Парамонова Татьяна Михайловна.

А в кабинете №18 нас обучали химии любимая нами Ермолаева Мария Васильевна и  молодой педагог Тараканова Тамара Михайловна. Рядом еще  трудились химики: Кишкина Зоя Ивановна, Рассказова Лидия Георгиевна и известная всем – Заслуженный учитель РСФСР и Чувашской АССР Осокина Галина Николаевна, которая является гордостью нашей школы. С ними работала лаборант Краденова Таисия Александровна.

Нам было не обойтись без медсестры Закурдаевой Александры Ивановны, у которой в медпункте всё было стерильно, и которая никогда и никого не оставит в беде: и таблеточку даст, и справку напишет.

В кабинете биологии Юкланова Елизавета Ивановна развела «цветочный сад», который потом сохранили и преумножили Ермолаева Мария Васильевна, Ховрин Валентин Алексеевич и молодая учительница Ефимович Галина Владиславовна.

Географию нам преподавал Гузняев Александр Владимирович, а рисовали и чертили мы с Потаповым Владимиром Дмитриевичем.

Историю вели Шпынёва Валентина Алексеевна, Тропин Николай Афанасьевич и, конечно же, Бухалёнков Александр Иванович, который «до потери пульса» любил свой предмет. В то время начинала работать  историком Александрова Людмила Тимофеевна.

Целое крыло школы занимали начальные классы. Я помню Ершову Людмилу Александровну, Дурасову Антонину Фёдоровну (у неё училась моя подруга Инюшкина Светлана), Якимову Надежду Геннадьевну и других.

Нашим мальчикам «трактор» преподавал Кустовский Валерий Васильевич (им выдавали даже удостоверения об окончании курса), а на труды они бегали в старые мастерские к Алексею Александровичу Сморызанову, который с ними строгал да выпиливал, а они его любили за золотые руки.

Порецкую среднюю школу закончили из нашей большой семьи три сестры, трое моих детей (которые любили свою первую учительницу Ершову Светлану Васильевну) и мой муж, а также две его сестры, шесть братьев, шесть снох, один зять и 10  племянников, одна из которых – Архипова Марина Николаевна, закончив биологический факультет ЧГПУ, защитила звание кандидата наук и трудится замдиректора по воспитательной работе в техникуме коммерции и питания г. Чебоксары.

Порецкая школа – это моя судьба. Здесь я училась, здесь закончила её. Сюда вернулась после окончания института. Здесь работала учителем русского языка и литературы, заместителем директора по воспитательной и учебной работе, директором школы.

Помню, как строилась новая школа, как, работая начальником управления образования администрации района, я завозила оборудование для столовой, как выбирала для нее на мебельной фабрике г.Алатырь  красивые круглые деревянные столы и скамейки. Как, находясь на посту директора школы, я снова хотела сделать её красивой и уютной. Как открывали кабинет лечебной физкультуры, оформляли уголок истории школы, как ездили за первым в районе школьным автобусом в г.Чебоксары в 2003 году.

Помню, как с дрожью в коленях защищала честь школы и района на конкурсе «Учитель года Чувашии – 2005», как побеждали мои ученики на конкурсах и конференциях (Темнов Александр, Филимонова Александра, Архипова Анна, Иванова Вита, Архипова Елена, Глухова Екатерина, Кармастина Виктория, Белей Артём, Кустовская Ирина, Барыкина Екатерина, Игумнова Юлия, Козлова Ирина и др.). Как много лет выпускали с детьми  газету «Школьная жизнь», как моя ученица Сорокина Анна вошла в шестёрку сильнейших и стала призёром республиканской олимпиады по русскому языку, как каждый ученик-победитель становился стипендиатом главы района, Президента и Главы  Чувашии.

Учитель всегда держит равнение на старших коллег. Все мои учителя были, есть и будут для меня образцом для подражания. Именно они, интеллигентные, в меру строгие и добрые, любили свой предмет и детей. Такими хотелось быть и нам. Поэтому, имея перед собой хороший пример, 10 человек из нашего выпуска 1986 года поступили в педагогические вузы. Многие  вернулись в родное село и служат на поприще образования района почти 30 лет.  Вот насколько была престижна профессия педагога!

Марина Архипова

(Гунина),

октябрь 2018 года.



15 декабря 2018
10:12
Поделиться