Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Перешагнула вековой рубеж

Геннадий Карпов

 

Друганкина Анна Максимовна из Напольного по праву может сказать о том, что «век прожить – не поле перейти». Позавчера она отметила свое столетие. Долгожительница вполне понимает и признает особенности своего возраста. Помнит многие моменты из своего детства, успела пожить при Ленине и Сталине, пережила Гражданскую и Великую Отечественную войны. За ее спиной поистине трудная судьба.

В три месяца осталась без отца, в 13 лет – без мамы, которая во второй раз вышла замуж и перешла жить в другой дом. А детей, двух дочерей и сына, стала воспитывать тетя, Евдокия Ивановна. Эта родная сестра отца. Анна работать начала очень рано. С семи лет собирала в лесу хворост вместо дров. Что получше, отвозила на санках в Поменские села, где «дрова» обменивала на продукты питания. По ее словам, они совсем были детьми, но наравне со взрослыми вели заготовку дров, а затем тащили на себе эти санки до Семеновского. Одета была чуть ли не в лохмотья. Мерзла сильно. Сейчас все это вспоминает, как страшный сон. Нормальной, человеческой жизни не видела. Но, каким-то образом, успела получить трехклассное образование. А вот сестра Надежда вовсе не ходила в школу – «не в чем было», но в избе-читальне научилась сносно читать.

В 15 лет Анна пошла на льнозавод, где трудилась вместе с сестрой. Отсюда их забрали на строительство Сурских оборонительных рубежей. Мерзлую землю долбили вручную. В памяти остались сорокоградусные морозы и нечеловеческий труд. Она в деталях помнит, как сплавляли по Суре лес.

«Когда война закончилась, то все радовались. Люди выбегали на улицу, обнимались, плакали: одни от радости, другие – от горя. Ведь много мужчин погибло, а те, кто вернулся, большинство имели ранения», – говорит Анна Максимовна.   Жили они втроем: с тетей Евдокией Ивановной и сестрой Надеждой. Все были не замужем. «Были женихи у тети, она была красивая, но не бросила детей-сирот одних. Я ей очень благодарна. Всю жизнь с сестрой молились за нее. Она свою жизнь посвятила нам. Кстати, маму, когда она овдовела, мы звали к себе, но она не пришла – чувствовала себя перед нами виноватой. Но мы ее простили», – продолжает свои воспоминания собеседница.

23 года назад, в возрасте 86 лет, умерла сестра Надежда. Они жили дружно, душа в душу. До самой пенсии работали в дорожном хозяйстве района. Вместе ходили в церковь, придерживались постов, знали все церковные праздники. Анна Максимовна после смерти Надежды потеряла смысл жизни, думала, что вскоре умрет и сама. Но ее ожидания затянулись надолго. Давно уже ей приснился сон, что Надя попала в рай. Ангелы забрали ее от грешниц. Она там вместе с тетей. Надеется на встречу с ними и наша долгожительница.

Никогда в жизни не читала газет и журналов. Дома не было ни радио, ни телевизора. До сего дня не знает вкуса вина. Мясо не ест более шестидесяти лет. Предпочтение отдает растительной пище и рыбе, а по пятницам обходится и без рыбы. Когда еще была в силе и позволяло здоровье, ездила по святым местам. Побывала даже в храмах Киева. С тетей и сестрой они так и не вступили в колхоз. Говорит, что дюже обидно, что их сделали бедными, забрали двух коров и складские помещения, оставили без крыши над головой. С неимоверными трудностями втроем построили дом, в котором она сейчас и коротает свое одиночество. До последнего времени самостоятельно справлялась по хозяйству, сажала картошку, вела борьбу с колорадским жуком. Но весной ослепла, практически не видит, перестала выходить на солнышко. В последние годы стала жаловаться на старческое расслабление ума. Но пенсию получает сама, никому не доверяет деньги. Планирует еще на зиму купить машину дров. Но в то же время, просит у Бога смерти. Сильно переживает, что печка в любой момент может развалиться, «заиграли» половицы, а потому ей не просто теперь добраться до кухни. Жалуется на боль в ногах, особенно к непогоде, которая появилась после падения и повреждения правой ноги три года назад. Тогда ее к себе забрала соседка Ольга Павловна Деревянко.

В разговоре вспомнили и брата Михаила 1912 г.р. По ее рассказам, он был учителем, сначала работал в одной из школ Мордовии, потом – в Рындине, а после уехал в город Орск. У него было трое детей. Несколько раз приезжал в отпуск. Теперь его давно уже нет в живых. Вспомнили и односельчанина И.А. Нуйкина, к которому стояла очередь за духовной помощью, когда он уже лежал на смертном одре, а также других долгожительниц, перешагнувших вековой рубеж. Это Аграфена Васильевна Кечаева, Акулина Степановна Заськина, Прасковья Степановна Маколкина, про которую в районной газете была статья. Все они после юбилея пожили от года до двух лет.

Когда уже почти не было сил говорить, ее главными словами были: «спасибо», «я рада», а под конец тяжело, через силу, произнесла: «На том свете, в первую очередь, спрошу сестру Надю, «почему меня так долго не забирала к себе. Зачем оставила меня мучиться и страдать. Каждый день молю Господа, чтобы Он меня пожалел и закончил мой земной путь. Хочу воочию   увидеть папу, Максима Ивановича. Его ведь вовсе не помню, мне было три месяца, когда он заболел туберкулезом и умер. Только на фотографии и видела его образ. Этой болезнью он заболел в Сибири, куда поехал на заработки. Было крепкое хозяйство, а когда отец был на заработках, у нас все отобрали. Как рассказывала сестра, для него это стало шоком. Не перенес удара судьбы, слег и больше не встал. Век куковать одной на белом свете тяжело. Не надо завидовать моим годам. Надеюсь, что доживаю последние дни земной жизни. Старость в моем возрасте – это не радость. Спасибо добрым людям, которые не оставили меня одну. Хорошие мне соседи попались. А жить мне всегда помогала вера в Бога. Я всегда молюсь Ему и живу по Его заповедям».

За А.М. Друганкиной прикреплен социальный работник, которая три раза в неделю приходит к долгожительнице. В другие дни по велению души ее навещает еще одна соседка, Друганкина Татьяна Владимировна. По ее словам, уход за престарелой соседкой дает возможность получать духовную пищу, ходить в храм исповедоваться и причащаться, чувствовать прилив энергии и получать помощь Божию для продолжения своих трудов.

Под конец беседы, долгожительница пожелала молодым жить своим умом, никому не завидовать, ни с кем не ссориться, молиться Богу, не гоняться за красивой жизнью, не пугаться беды и не томиться по счастью. Как она говорит, сейчас жить можно, никто не голодает. Еще она поинтересовалась, как лучше встретить гостей на свое столетие: что поставить на стол? Очень переживала, что своим внешним видом может испортить вековой юбилей. Со знаменательной датой именинницу поздравили работники сельского поселения и клуба.

Когда заканчивал эту статью, то вдруг задался вопросом: зачем этому человеку дан столетний марафон? Кто его знает, но верно говорят, что у каждого в небе своя Звезда, и на все установлены сроки.



"Порецкие вести"
18 июля 2018
14:56
Поделиться