Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Малый бизнес ждут перемены

Николай Долгов 

С каждым годом вклад малого и среднего бизнеса (МСП) в экономику района становится более весомым. Увеличивается численность работающих и её доля в общей численности занятых в экономике, растет объем выпускаемой продукции, работ и услуг, увеличиваются налоговые поступления в бюджет.

По состоянию на 1 апреля 2018 г. в районе зарегистрировано 282 субъекта малого и среднего предпринимательства. Численность занятых в малом и среднем бизнесе составляет 1804 человека. В структуре малого бизнеса преобладают предприятия торговли и общественного питания, а также сельского хозяйства (34,2 и 33,4 проц. соответственно). На долю субъектов бытового обслуживания падает 12,4 проц., промышленности – 10,2 проц., строительства – 5,3 проц. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами субъектов малого и среднего бизнеса составил в 2017 г. 150 млн. руб. (101,6 проц. к 2016 г.). Однако, малый бизнес как по стране в целом, так и у нас в районе пока не раскрыл себя в полной мере. Несмотря на то, что инвестиции в основной капитал МСП в 2017 г. составили почти 77 млн. руб. или 176 проц. к уровню прошлого года, общая сумма налоговых платежей, уплаченных субъектами малого бизнеса во все уровни бюджета за 2017 г. (около 13 млн. руб.) сократилась и составила 87,1 проц.

В ближайшие годы малому бизнесу, по всей видимости, будет уделяться повышенное внимание. После нового майского указа Владимира Путина правительство намерено заняться перезагрузкой поддержки малого и среднего бизнеса. Свои предложения разработало Минэкономразвития России. Оно предлагает снизить нормы резервирования банков по кредитам небольшим фирмам, расширить список банков, участвующих в программе льготного кредитования «6,5», ввести образовательные программы для фермеров, обеспечить для предпринимателей работу службы «одного окна».

Перезагрузка мер поддержки не будет означать замену действующих ранее механизмов, речь идет об «обновлении» с учетом запросов бизнеса. При этом предпринимателей волнуют не только проблемы, по которым представил план реформирования МЭРТ, но и, например, качество инфраструктуры.

«Каждое предприятие должно заниматься бизнесом, а инфраструктура –это прерогатива государства, – делился мыслями в свое время с автором данной статьи экс-директор Порецкого гипсово-ангидритового рудника ООО «Гипор-М» Игорь Кузин, – хотя наше предприятие никогда и не дистанцировалось от участия в решении социальных проблем поречан». Кстати, в районе планируется строительство дороги Никулино – Заречный, где в последние годы разворачивает свой бизнес одно из сельхозпредприятий района «ООО «КиПиАй Агро». 

Подключить ЦБ

Одна из главных идей предлагаемых министерством мер – финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Минэкономразвития настаивает на снижении излишне жестких требований Центробанка по объему резервов, которые банки должны создавать при кредитовании малого и микробизнеса, для последнего они сейчас «запретительные», считают в министерстве.

Кроме того, у микробизнеса «нет единой картины о всех возможных вариантах поддержки», информационные ресурсы сложны, список нужных документов и требования к ним разные. Для решения этой проблемы предлагается создать единую информационную платформу.

Проблемы наблюдаются и с программой «6,5» – одной из наиболее громких мер правительства по поддержке МСП, через которую малый бизнес должен получать кредиты по пониженным ставкам. По данным Корпорации МСП, ставка по кредитам здесь выше заявленных 6,5 проц. При сумме займа не менее 3 млн. руб. для малых предприятий она составляет до 10,6 проц. годовых, для средних предприятий – до 9,6 проц. годовых. Да и банков, оперирующих в этой сфере, мало, всего 45. Список следует увеличить минимум до половины от общего числа российских банков (до 270).

Высокие нормы резервирования, которые закладываются в ставки по кредитам, ведут к удорожанию займов, и это препятствует развитию бизнеса, отмечают многие предприниматели. Снижение этого показателя снизит и ставки по кредитам – это верное направление, считает предприниматель Сергей Синяков, один из руководителей малого предприятия в сельском хозяйстве. Сейчас же, практически все малые предприятия боятся брать кредиты, предпочитая жить на свои средства. В условиях нестабильности испортить свою кредитную историю можно запросто: в таких условиях лучше переждать…

Среди других минусов программы льготного кредитования – отсутствие у предпринимателей понимания причин, по которым им отказывают в получении льготного финансирования. Реестр получателей поддержки предлагается сделать публичным. 

Одно окно для всех

Будет создана сеть центров под брендом «Мой бизнес» в регионах для предоставления поддержки и услуг малому и среднему бизнесу по принципу «одного окна». Институты поддержки в регионах сейчас разобщены, не согласованы, затраты на их содержание существенны.

У малого предпринимателя нет времени, чтобы объезжать много госорганов, считает депутат Собрания депутатов района Сергей Седойкин, и создать единый центр - правильная идея. Все шаги начинающего свое дело упираются в межведомственное взаимодействие. Наши чиновники не очень любят и умеют взаимодействовать, но ревностно охраняют свою часть надзорных и регулирующих полномочий. 

Поддержка фермеров

Отдельный блок при перезапуске мер для помощи малым предприятиям – сельскохозяйственный. Речь идет о создании Центра поддержки фермерского бизнеса, подчеркивают в Минэкономразвития: хотя контрсанкции обеспечивают огромный внутренний спрос, развитию фермерства мешают проблемы с доступом к финансированию, сложная система предоставления господдержки, отсутствие квалифицированных кадров, сложные механизмы продажи своей продукции. Такие центры помогут фермерам сориентироваться в отрасли, оценив риски будущего хозяйства в зависимости от экономических, климатических и иных особенностей региона работы. Среди других мер помощи – поиск и подбор земли, поддержка при получении документов на строительство, выходе на внешние рынки и взаимодействие с банками (все это – в формате «одного окна»). Помогать реализовывать свою продукцию фермерам будут через тренинги по продажам, содействие в доступе на ярмарку или торговую сеть, консультации по раскрутке бренда.

Фермерам нужна помощь в кооперации и сбыте своей продукции: например, в США 90 проц. их деятельности проходит в формате кооперативов. На фермерство в России делали ставку еще в начале 1990-х гг., но реального развития этой сферы не произошло: рынок занимают крупные хозяйства. У фермеров очень неравные переговорные силы, и в любых спорах за полку в торговой сети они проигрывают. С сетями должны общаться крупные организации, объединяющие фермеров из 2-3 областей, тогда они смогут говорить с позиции силы.                



"Порецкие вести"
26 мая 2018
13:58
Поделиться