170 лет со дня рождения выдающегося чувашского просветителя И.Я.Яковлева

25 апреля 2018 г. исполняется 170 лет со дня рождения выдающегося чувашского просветителя И.Я.Яковлева. Этот день в республике отмечается как День чувашского языка. Праздник учрежден постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской Республики от 9 апреля 1992 года. Правительство республики считает заботу о сбережении и развитии языка общенациональной задачей, прилагает максимум усилий к тому, чтобы выполнить эту задачу через развитие дошкольного и школьного образования, развитие отрасли культуры, поддержку людей искусства.
К этому знаменательному дню в Порецкой межпоселенческой библиотеке прошли мероприятия, которые способствуют приобщению к духовной культуре своего народа, изучению его яркой, героической жизни и наследия великого просветителя И. Яковлева. На выставке «Патриарх чувашской культуры» представлены книги разных авторов, которые более подробно и обширно представляют читателям жизнеописание Яковлева.
В книге «Судьба патриарха» Волкова Г. Н. рассказывается о великом христианском просветителе Иване Яковлевиче Яковлеве, который оставил огромное духовное наследие. Описание многих дел, предлагаемое вниманию читателей, представляет лишь малую часть деяний. Оно лишь очередное приближение к освоению бесценного духовного сокровища чувашского патриарха, национального героя, национального гения.
Содержание книги Краснова Н. Г. «Иван Яковлев и его потомки» составляют: научная биография просветителя, освещение деятельности И. Я Яковлева по созданию современной письменности и национальной школы чувашского народа, его общественно – просветительской деятельности в оценках зарубежных ученых и педагогической теории. Раскрывается информация о потомках и продолжении традиций просветителя.
В книге Тенюшева И. Я. «Свет яркой звезды» основное внимание автор уделяет освящению публицистической и журналисткой деятельности патриарха. Нелегко далась Ивану Яковлевичу работа в этой сфере. У него были и недоброжелатели, и завистники, которые всячески тормозили деятельность просветителя в основанной им же Симбирско - чувашской школе. Но дело Яковлева не забыто, его имя и поныне светит словно яркая звезда. И спустя столетие наследие патриарха служит опорой в дальнейшем развитии образовательной и воспитательной деятельности.
Центром культурной жизни республики по праву можно назвать Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Его влияние на образовательную сферу Чувашии велико. И в России среди подобных учебных заведений он занимает одно из ведущих мест. Осуществляя благородную просветительскую миссию, Чувашский государственный университет вносит свой вклад в выполнение Завещания выдающегося просветителя И.Я. Яковлева. Обо всем этом – настоящая книга Куракова Л. П. «Прометей из чуваш».
Кем же он был в жизни родного чувашского народа, народов Поволжья и Приуралья? На этот вопрос мы постарались ответить на историко – краеведческом часе под названием «Славных лиц в России много: тех, кто край родной любя…». Молодому поколению очень важно было узнать о том, что Иван Яковлевич Яковлев открыл более 400 школ, подготовил тысячи учителей. Будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа 28 лет и долгие годы инспектором Симбирской чувашской школы, он оказал серьезную помощь делу просвещения в Поволжье и Приуралье. И. Я. Яковлев – родоначальник чувашской художественной литературы и публицистики, патриарх чувашской культуры, демократ – просветитель.
То, что было сделано И.Яковлевым для чувашского народа, он сам считал сделанным и для русского и других народов. Он никогда не противопоставлял интересы своего народа интересам других, выступал поборником дружбы народов. Более того, он считал, что только сближаясь с русским народом, сливаясь с Матерью-Россией, чуваши могут сохранить себя как народ. «Поэтому-то одной из задач создававшейся мной школы,- писал И. Яковлев, - было всячески содействовать сближению между народами русским и чувашским на почве школьной программы, жизни, быта. Для этого должны были служить следующие меры: 1) приобщение чуваш к христианской культуре, признаваемой народными массами (И. Яковлев организовал перевод и перевел на чувашский язык часть Библии: Новый Завет и отдельные книги Ветхого Завета. В настоящее время Библия целиком переведена и издана на чувашском языке); 2) создание чувашского литературного языка и письменности, притом с алфавитом, имеющим общее с алфавитом русским; 3) ознакомление русского народа с жизнью и бытом чуваш, равно как и ознакомление чувашского народа с историческим прошлым, настоящим Матери-России».