«О женщине с любовью»: в картинах русских художников, посвященных образам русских женщин

И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Б. Пастернак
В канун 8 Марта 2018г. в читальном зале Порецкой межпоселенческой библиотеки прошла презентация импровизированной картинной галереи с репродукциями картин русских художников, посвященная образам русских женщин.
Читателей сопровождали прекрасные женские лица с картин художников XIX-XX веков. В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины. У каждой эпохи свой идеал женщины, вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину.
На подобранных репродукциях можно увидеть женщин разных эпох, национальностей, возрастов, социального и семейного положения, взглядов на мир, реальных и вымышленных, таких, какими их видели запечатлевшие их художники, и какими они притягивали восхищенные взгляды зрителей в свое время и продолжают притягивать много веков спустя.
Важное место в живописи Ф. Малявина занимали женские образы. Сила женской природы в картинах в сочетании с необузданным русским темпераментом завораживает. Он сумел изобразить необузданную народную стихию через самое хрупкое и слабое - русских баб.
Тема женственности и материнства занимает значительное место в творчестве одного из крупных и оригинальных художников начала 20 века - Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939). Его творчество может вызывать противоречивые чувства, но нельзя не признать, что он является крупнейшим русским художником первой трети XX в. Картина «Девушки на Волге» привлекательная, яркая, бодрящая. Нет никакого намека на пошлость и трагизм. Процесс больше напоминает обрядовые танцы: изящные позы рук и тела, красивые ножки. Зритель может полностью насладиться эстетическим процессом подготовки к купанию. Возможно, так автор показал свое видение девушек, которые пришли провести время отдыха, поплавав в Волге.
Для многих выдающихся живописцев жены были настоящими музами. Например, портрет супруги Кузьмы Петрова-Водкина, передает образ нежной возлюбленной художника. Их связывало больше 30 лет трогательных отношений. «Ты первая заполнила одиночество моей жизни... Я был для других как пророк, всегда сильный и радостный, для которого не существовало страдания, но сам я замерзал... Я нашел на Земле женщину... На нашем небосклоне взошло солнце, мы заключены один в другом. Наши сердца открыты друг для друга. Теперь мы перенесем все, что пошлет нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться на Земле ни за себя, ни за нашу любовь», - писал Кузьма Сергеевич супруге.
Красной нитью проходит тема материнства в творчестве Шурпина Федора Саввича (1904-1972), известного московского живописца, мастера крестьянской темы. В ряде картин - «Материнство» (1931), «Мать с двумя детьми» (1937), «Мать» (1947), «В поле» (1949), «Радость материнства» (1963), «У материнской груди» (1964), «У колыбели», «Тихая минута» - тема получила образное поэтическое воплощение. Все эти картины интерьерные, написанные в теплой гамме, тонкие и красивые по живописной фактуре, с умело использованными для образной выразительности эффектами освещения.
На выставке представлены репродукции чувашских художников: Овчинникова Н. В. «Мать» и Зайцева Ю. А. «Матери», олицетворяющие, прежде всего начало Родины и главного предназначения женщины - быть матерью.