Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Сотрудники Порецкой межпоселенческой библиотеки приглашают ценителей творчества Сурикова на выставку-вернисаж «Симфония красок доброй старины»

Сотрудники Порецкой межпоселенческой библиотеки приглашают ценителей творчества Сурикова на выставку-вернисаж «Симфония красок доброй старины»

Василий Суриков русский художник, которому 24 января 2018 г. исполняется 170 лет со дня рождения.

Выдающийся мастер в русском изобразительном искусстве 19 века и начала 20-го века. Творчество Сурикова тесно связано с яркими периодами истории России, в своих масштабных произведениях художник правдиво передал характерные признаки русского народа, его самобытность и жизненную сущность.

В честь юбилейной даты гениального мастера сотрудники Порецкой межпоселенческой библиотеки приглашают ценителей творчества Сурикова на выставку- вернисаж под названием «Симфония красок доброй старины», на которой представлены иллюстрации к его знаменитым монументальным полотнам, очень примечательным своей великолепной колористической трактовкой письма, где присутствует явное новаторство художника в создании колоритных полотен, красочный состав которых и сегодня изучают современные художники: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Взятие снежного городка». Кроме этого, энциклопедии «Русская культура», «Русское искусство», «100 великих художников», подробно ознакомят читателей с жизнью Василия Сурикова, с его происхождением, детством, учебой и с периодами творческого взлета и плодотворного труда.

Василий Суриков выходец из небогатой казачьей семьи. Он с раннего детства был близок со своим народом. Художник родился в городе Красноярск. В возрасте восьми лет мальчика принимают на учебу в Красноярское приходское училище, где способность к рисованию обнаруживает его учитель Гребнев Н.В., который помог молодому художнику работать с красками, отдельно занимаясь с ним, рассказывал и показывал многие тонкости живописной грамоты и о великих мастерах живописного искусства. Это был хороший трамплин для будущего развития Сурикова. Но рано умирает отец Василия, и семья оказывается в трудном материальном положении.

После смерти отца Суриков служил писцом, иногда рисовал. Его рисунки привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина и богатого золотопромышленника П. И. Кузнецова, которые помогли ему с поступлением в петербургскую школу Общества поощрения художеств и взяли на себя расходы по содержанию молодого художника. В этой школе у М. В. Дьяконова за три летних месяца Суриков освоил трехгодичный курс, а уже 28 августа 1869 года успешно сдал вступительные экзамены в петербургскую Академию художеств. Его приняли вольнослушателем и зачислили в основной класс. В следующем году он уже работает над своим первым произведением «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» (1870).

Учился Суриков в Академии успешно. Блестящие достижения у молодого живописца были в композиции, недаром товарищи называли его «композитором». К периоду обучения в Академии относится его картина из древнерусской истории “Княжий суд” (1874). В апреле 1875 года художник начинает работу над большим полотном: «Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Береникой и римским проконсулом Фестом».

Академию Суриков заканчивает в звании художника I степени. Через полгода он получил возможность поехать за границу на обучение у европейских мастеров, но взамен этого просил разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя. В июне 1877 года художник переезжает в Москву, где делает в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Но впоследствии Суриков никогда уже не будет работать на заказ.

Художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников. Суриков часто наведывался в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880 - 90-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Особое впечатление на него произвели живописцы итальянского и испанского Возрождения.

В 1878 году Суриков женился на Е. А. Шарэ, внучке декабриста П. П. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относительное материальное благополучие позволяют художнику «начать свое» - обратиться к русской истории. Впечатления от старинной московской архитектуры явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру картине «Утро стрелецкой казни». «Утро стрелецкой казни» - грандиозная картина, завершенная в 1881 году, производит фурор.

Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887). В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл.

В начале 1888 года художник испытал тяжелое потрясение: умерла его жена. Суриков почти оставил искусство, предаваясь горю. В те годы он написал лишь картину «Исцеление слепорожденного».

По совету родных Суриков едет в Сибирь, в Красноярск. Во время этой поездки он пишет картину «Взятие снежного городка» (1891). В 1891 году Суриков возвращается в Москву и принимается за работу над новым полотном «Покорение Сибири Ермаком» (1895).Несколько лет работал Суриков над своим последним большим полотном «Степан Разин» (1907 - 1910). Картина давалась ему нелегко, и художник возвращался к ней уже после ее показа зрителям.

Последний созданный Суриковым исторический образ - образ Пугачева; сохранился лишь эскиз 1911 года, изображающий предводителя крестьянского восстания заключенным в клетку...

В 1912 году на выставке Союза русских художников экспонировалась картина Сурикова “Посещение царевной женского монастыря”. В этот период он также пишет ряд лучших своих портретов, по-прежнему лаконически простых композиционно, темных по тону, полных внутреннего драматизма (“Автопортрет”, 1913; “Человек с больной рукой”, 1913).

Умер Суриков 6 марта 1916 года и похоронен рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Суриков стал одним из лучших мастеров русской исторической картины. Ему удалось соединить реализм XIX века с ярким живописным новаторством. Влияние творчества Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка.

 

 



23 января 2018
16:23
Поделиться