В минуты радости и в минуты печали
Александра БУРОВА,
с. Анастасово
Глава Чувашской Республики М.Игнатьев как-то сказал: «Профессию, которую вы выбрали, уникальна. К вам приходят граждане и в минуты радости, и в минуту печали». Я отдала этому делу 30 лет жизни, работая во Дворце бракосочетаний г.Чебоксары.
Заболеть нельзя, завтра торжественная регистрация брака, а свадьбу, сами знаете, отменить невозможно… У тебя на душе кошки скребут, а надо задушевно, лирично говорить о любви, улыбаться, хотя и трудно это сделать в данный момент. Обычно говорят, «тетенька из ЗАГСа»… Как верно, оказывается! Юмор подсказал правильные слова о твоей работе: у всех праздник, так и у тебя должна петь душа. А попробуй это сделать, если не одна пара вступает в брак, а 40, ведь все хотят свадьбу на Покров или на Красную горку. А ты к концу рабочего дня «никакая», ноги затекли от долгого стояния на каблуках и уже не влезают в туфли, да и улыбаться стало тяжелее.
А регистрация смерти… Сколько раз приходилось плакать вместе с теми, у кого умер самый родной и близкий человек.
Люди, конечно, тоже все разные: кто-то за то, что ты не можешь исправить одну, всего-то одну, буковку в фамилии, скажем «Синицын» на «Синицин», обзовут тебя и «волокитером», и «буквоедом».
Но когда тебе от всей души дарят букеты цветов – это очень приятно. Был в моей практике и такой случай. Пришла с заявлением на расторжение брак немолодая супружеская пара. Поговорила сначала с ней. «Вот он, – рассказывает жена, – не понимает, что у меня стенокардия. Я не сплю лежа, а сплю, сидя в кресле… Он смотрит футбол, как забьют гол, то орет на всю квартиру, а я только что заснула. Какой уж тут дальнейший сон в кресле?! А живем-то мы в однушке…» Другого слушаю: «А ты… У нас дача…. Участок длинный. Сижу в конце участка, с соседом в шахматы играю. А ты, не называя меня по имени, кричишь во все горло. Мне же от людей неудобно!»
Пришлось срочно посылать им в квартиру загсовского электрика, чтобы перенести телевизор на кухню. Переставили из комнаты на кухню и диван. Лежи, мол, теперь да смотри свой футбол, кофе попивай, никому не мешая. А жену научили проговаривать труднопроизносимое имя мужа.
Однажды пришла на работу в воскресенье, чтобы нужные документы подписать. Со мной вместе на крыльцо просто «влетел» морской офицер, при параде, с кортиком. Узнала в нем вчерашнего жениха. Уж больно он любовно смотрел на будущую супругу! А тут: «Помогите! Оформить срочно развод!» Почему, спрашиваю, ведь только вчера была любовь-морковь. «Если бы Вы были мужчиной, и тогда я бы Вам этого не сказал?» – в сердцах ответил он. «Скорого развода не будет, ждите, как и все», – ответила я, не имея возможности помочь. А тайна есть тайна. Сколько их было за годы работы! И люди есть люди. А чужая тайна – больше, чем своя.