Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Мнение об октябрьских событиях 1917 года

Н. Кирилина, с. Кудеиха

Сотая годовщина для одних – Великой Октябрьской социалистической революции, для других – октябрьского переворота 1917 года как-то прошла незамеченной среди ежедневных событий в жизни нашего района. Можно было бы провести «круглый стол» на тему «Взгляд на события вековой давности» с приглашением учителей – обществоведов, историков, общественных организаций. Как воспринимают событие, случившееся век назад, современники, и как сделать более доступными для понимания роль и значение минувших событий для молодёжи? А ведь это событие не только перевернуло Россию, но и в значительной степени определило дальнейший ход истории человечества в XX веке.

Обстановку осенью 1917 г. Ленин оценил коротко: «Кризис назрел». Проблемы, породившие общественный кризис накануне февраля 1917 г., углубились. Временное правительство все больше лишалось социальной поддержки: инфляция – за 3 месяца было выпущено бумажных денег больше, чем за 2 года войны; голод, безработица. На фронте только в 1917 г. больше 1 млн. убитых, раненых; провал летнего наступления, сдача Риги, открывшая немцам путь к Петрограду. Все это поставило Россию на грань национальной катастрофы. Не буду перечислять события вековой давности, сейчас много публикаций на эту тему, но отмечу только, что по образному выражению А.И. Деникина, идейного вождя антибольшевистской борьбы: «Большевики взяли власть, которая валялась под ногами». Но спрашивать нужно не с них, а с тех, кто ее уронил, и тех, кто не смог поднять ее раньше. На выборах в Учредительное собрание большевики получили лишь 22,5% голосов. Но, чтобы установить контроль над страной, симпатий большинства граждан и не потребовалось. Просто никто из оппонентов Владимира Ульянова-Ленина не смог предложить альтернативный государственнический проект.

Несколько слов о потерях из работы В. Шамбарова: «Никакого штурма Зимнего, в общем-то, не было. Ночью осаждающие стали просачиваться в окна, через неохраняемые входы, юнкера Петергофской школы договорились с большевиками и ушли. А те, кто держал оборону со стороны Невского, прислали делегатов: «Пусть придут и выгонят нас». И толпы солдат, матросов, красногвардейцев захлестнули дворец. Внутри здания никакого сопротивления не было».

Возникает ещё один вопрос – о названии: Великая Октябрьская социалистическая революция (Октябрьская революция, Великий Октябрь) утвердилось в советской официальной историографии к 1930-м годам. В первое десятилетие после революции она официально именовалась Октябрьским переворотом, при этом данное название не несло в себе негативного смысла (по крайней мере, в устах самих большевиков), а напротив, подчёркивало грандиозность и необратимость «общественного переворота».

Результат 75-летнего исторического периода после Октября 1917 года: Россия в кратчайшие сроки стала мировой сверхдержавой, с передовой экономикой, наукой, культурой, образованием. Россия выиграла тяжелейшую войну, построила атомную промышленность, вышла в космос. Ближайшая аналогия – реформы Петра Первого. С болью и кровью, но от застоя к прогрессу.

Заключить хочется оценкой тех событий, данных патриархом Кириллом 4 ноября, после литургии в Успенском соборе Кремля: «Если отмести всю политическую конъюнктуру, связанную с событиями столетней давности, если отрешиться от этого идеологизированного взгляда, то этим беспристрастным взглядом мы многое увидим и поймем, что начало наших национальных болезней, приведших к катастрофе столетней давности, началось не за год, не за пять и не за десять, а как минимум почти за двести лет, а может быть, даже и более, когда стали разрушаться духовные основы жизни нашего просвещенного общества, так называемой элиты».

 



"Порецкие вести"
08 ноября 2017
16:16
Поделиться