Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

К юбилейной дате известного художника функционирует выставка «Мир глазами В.В. Верещагина»

К юбилейной дате известного художника функционирует выставка «Мир глазами В.В. Верещагина»

7 ноября 2017 г. исполнилось 175 лет со дня рождения Василия Васильевича Верещагина - выдающегося русского живописца и литератора, одного из самых известных художников-баталистов. К юбилейной дате художника в читальном зале Порецкой межпоселенческой библиотеки оформлена выставка фото картин под названием «Мир глазами В. В. Верещагина», посвященная его таланту. На выставке представлены наиболее известные картины.

На самой известной картине «Апофеоз войны» художник очень точно показал всю суть войны: смерть и страдание. На картине живописец изобразил гору человеческих черепов посреди безжизненной равнины, обезображенной войной. На востоке существовал такой способ устрашения противника - складывать такие пирамиды из голов поверженных врагов или казненных за трусость воинов. Такие пирамиды естественно вызывали у людей отвращение и ужас. Художник использует черепа вместо голов, чтобы немного смягчить изображение этого страшного обычая.

«Нападают врасплох» - война всегда безжалостна и в ней нет победителей, а проигравшие всегда одни - простые люди. Солдаты нападают врасплох на безоружных и почти беспомощных солдат.

«В покоренной Москве» («Поджигатели» или «Расстрел в Кремле») картина была написана в 1897-1898 годах. Василий Васильевич родился уже многим позже знаменитой войны 1812 года, но он изучал ее довольно тщательно. Все военные действия и победа той или иной стороны имеют причину и следствие. Верещагин, конечно же, сумел изобразить французских солдат такими, как их видели историки и современники тех событий.

На полотне «Не замай, Дай подойти» сначала не сразу увидишь главных героев. Всему виной заснеженный пейзаж на первом плане. Верещагин как бы спрятал силу народную за силой природной. Можно представить, что стоят партизаны в засаде и совсем недалеко проходит колонна неприятеля. Но подпустить надо поближе к себе и под прикрытием зимнего русского леса, они выжидают удобного момента, чтобы начать атаку. Фактически всё полотно прикрыто зимним пейзажем, и только вглядевшись можно обнаружить фигуры бородатых мужчин, которые внимательно следят за французами и только тогда когда старший даст сигнал о наступлении – начнётся бой.

«Бурлак с шапкою в руке» - социальная тематика в творчестве живописца занимала свое место. Он часто задавался вопросами о богатстве и бедности, о неравенстве классов. И писал картины, которые заставляли задуматься о судьбе низших слоев. Бурлаки, нищие в Самарканде, продажа ребенка-невольника - ничто не избежало внимательного взгляда художника. Все в позе и одежде бурлака говорит о его нелегкой доле и о невозможности что-то поменять. Безысходность в каждом жесте.

«Побежденные. Панихида». На картине изображены всего два живых человека - это священник, который служит панихиду по павшим воинам, и командир, пришедший попрощаться со своими погибшими друзьями и солдатами. Все остальное пространство картины - это огромное поле, уходящее за горизонт и за пределы картины, полностью покрытое мертвыми телами. Это русские солдаты и офицеры, павшие в жесточайшем сражении под Плевной во время русско - турецкой войны. Этим лаконичным приемом художник наглядно продемонстрировал, что в любой войне с обеих сторон гибнет огромное количество людей, а выживают всего лишь единицы.

Картина «Смертельно раненый» представляет собой фактически моментальный снимок, один фрагмент из жизни изображенного персонажа, причем самый последний момент, когда он уже прощается с жизнью. Герой еще жив, но его земное существование прервется, как только закончится его бег и он упадет на землю. Он понимает, что ранен, чувствует смертельный холод, но надежда еще не покинула его. Солдат бежит, пытаясь спастись, а может, его уже просто ведет инстинкт самосохранения.

Василий Васильевич Верещагин родился в 1842 году в городе Череповец. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Но в отличии от своих братьев, которые сделали карьеру на военном поприще, Василий Васильевич после небольшого периода службы бросил военное дело и поступил в Петербургскую Академию художеств. После того, как он оставил Академию, уехал на Кавказ, где продолжал писать свои картины, а затем в Париж, где продолжил обучение.

За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. Он был во многих странах Европы, в Китае, Турции, Индии, Киргизии, Палестине, Сирии, Кубе, Японии, на Филиппинских островах, США и многих других. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. Если смотреть на его картины в соответствии с датой написания, можно проследить всю цепочку его жизни и путешествий. Для своих потомков он оставил очень богатый пласт культурного наследия и запомнился как величайший живописец нашей страны. Его картины интересны не только с точки зрения высокого мастерства живописи, но и с точки зрения человека, который интересуется историей и культурой разных уголков мира. Кроме того, как художник-баталист он написал большое количество полотен на военную тематику, но однажды он воскликнул, что больше не будет писать такие сцены, так как слишком глубоко переживает всё, что пишет. Он и вправду был свидетелем многих войн, участвовал в русско-турецкой войне, принимал участие в колониальных походах русских войск и видел все ужасы и горести военных действий своими глазами.

Умер великий русский художник Василий Васильевич Верещагин по-настоящему геройски. Во время русско-японской войны он отправился на фронт, где 31 марта 1904 года при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» погиб.



08 ноября 2017
15:11
Поделиться