История одного переселения
Крупнейшим мордовским поселением на территории Чувашской Республики является село Напольное, образованное в результате слияния самого села с деревнями Студенец и Низовка. История села Напольного насчитывает более пятисот лет. Село впервые упоминается в документах, относящихся к 1424 году. Одной из самых загадочных страниц истории села является появление в здешних местах жителей деревни Низовки; (по мордовски – Сар). По дошедшим до нас устным свидетельствам, в отличие от жителей самого села Напольного и деревни Студенец, низовцы поселились на этом месте последними.
В предисловии своей книги «Бурливая Сура» автор А.Д. Куторкин, уроженец деревни Студенец, так описывает легенду переселения жителей деревни Рындинки: «Вечером деревня шумела, полная голосов, а к утру не было ни звука. Ни дымка над избами, петухи не пели, все домашние животные молчали, ворота не скрипели и даже не курлыкали колодезные журавли. При проверке изб деревни не нашли ни одной живой души. Уехать на другое место почтенные старики деревни решили, т.к. рядом с этой деревней располагалось большое торговое с.Недоброво. Не всякий приезжий, особенно купцы, выбирался из села Недоброва. А трупы убитых почему-то находили только в Рындинке. И ответ держать за них приходилось всегда только одним жителям деревни. Устали они ходить по судам да разным следствиям, обнищали от разорительных откупов. Поэтому, по решению старцев, в одну из ночей, как только стало смеркаться, на просёлок начали выезжать телеги со скарбом, с детишками. Ни голосов, ни плача, глухое молчание было на дороге. Но как только двинулись в путь, истошно разрыдались, плакали старые и малые, не хотели покидать свою деревню, своё насиженное место, свои родные дома. Долго ехали рындинцы, высматривая новое место селитьбы. Наконец добрались до речки возле дубовой рощи. Там осела одна половина обоза. Другая половина продолжала путь в поисках лучшего места. Расположилась на ночлег в березняке возле села Алово, что на Масляной горе, на удельных землях. Алово в ту далёкую пору состояло из двух сёл — Старого и Нового.
Обосновались рындинцы там же, где провели ночь. Приютившие их стройные красавицы берёзы были порублены новосёлами на избы. Так в Алове появилась новая улица — Берёзовка. Само же поселение прозвали по- мордовски Саром (Cap-болото), т.к. под Масляной горой тогда было болото, а по-русски назвали Низовкой, людей там живущих — низовцами». В своем творчестве Андрей Дмитриевич часто обращался за сюжетами для своих рассказов к народным преданиям и легендам. Здесь, безусловно, записана легенда образования Низовки выходцами из другой деревни. Андрей Дмитриевич не стал менять ни названия деревни Низовки (Сар), ни название улицы Берёзовки – это нынешняя улица Фролова (Килейнерь, килей по-мордовски – береза), а название деревни, откуда пришли переселенцы, к началу XX века было уже утеряно, поэтому в рассказе автор использует вымышленное название – Рындинка. Хотя вымышленное ли, ведь в начале XX века часть деревни Низовки, а именно улицу Арлашкина (Грошовка), называли Рындинкой.
Легенды передаются из уст в уста и с течением времени меняются, постепенно утрачивая достоверность. В настоящее время старожилы села говорят о жителях Низовки как о беженцах с Нижегородской стороны. Вот некоторые рассказы, записанные авторами книги «Мой отчий край» Михаилом и Марией Ермолаевыми: «Жители нашей деревни беглые. И пришли в эти места тогда, когда уже здесь жили напольновские и студенецкие. Шли они со стороны степи, ободранные, сильно истощённые, не имея никаких запасов еды, никакой скотины и никакой домашней утвари. Всё их богатство – заплечный скарб и дети», «Появились здесь низовские не по своей воле, а были изгнаны с отчих мест за неповиновение властям и за непринятие христианской веры», «Первые поселенцы нашей деревни жили под Цыганским колодцем и около с.Порецкого, в оврагах, в вырытых землянках. Они были очень бедные, нищенствовали, т.к. были выгнаны со своих родимых мест. На них травили собак, на теле были выжженные отметины (клейма). Более слабых людей псы рвали на куски. А кто из них уцелел, убежали и в конечном итоге нашли прибежище здесь».
Так, когда же и откуда пришли низовцы?
Обратимся к истории самого села Напольного.
В «Книге письма и меры Дмитрия Юрьевича Пушечникова да подьячего Афонасья Костяева мордовских и буртасских земель 1624-1626 годов» показана деревня «Старая Нижняя Идеберсково беляка на речке на Кале о трех выставках». Но в действительности, кроме основного поселения, описаны только две выставки. Всего в них зафиксировано 103 двора мордовских, а людей в них 124 человека. По мнению А.А. Гераклитова, эти древние поселения известны ныне как село Напольное с деревнями Студенец и Низовка.
В конце XVI – первой половине XVII века междуречье Мени и Ичикс было довольно густо заселено мордовскими деревнями.
Руководимые князем Баюшем Розгильдеевым мордовские воины представляли довольно весомую военную силу в регионе, о чем может свидетельствовать уничтожение ими крупного ногайского отряда в 1612 году. Основную ударную силу княжеского войска представляла конница мурз и других служилых людей, а так же многочисленные пешие воины из мордовских бортников и охотников-лучников. Вполне вероятно, что и бортники деревни Старой Нижней входили в число княжеских воинов.
В дальнейшем, служилые люди были переведены на государеву службу для укрепления буртасской дороги в район рек Большая и Малая Capa. Мурзы деревни Княжая вместе с князем основали одноименную деревню на реке Саре, ныне село Княжуха Сурского района Ульяновской области, рядом с ней были образованы деревни: Сыресева на речке Пичеуре (выходцами из Сыресевой на Кале или Сыресевой Тулуповой тож), Паранеи (выходцами из деревни Тургакова), Кельвядни или Мурзы (выходцами из деревни Рындина), Нижняя на Саре (выходцами из деревни Нижней на Кале) и др.
Но не все жители Нижней на Кале переселились на берега Сары. В «Переписной книге мордовских селений Алатырского уезда 1671 года» показана деревня «Нижняя, что на речке на Саре, в ней 26 дворов, людей в них 49 человек» и деревня «Старая Нижняя в двух выставках на речке на Колее, в ней жилых 60 дворов, людей в них 119 человек».
В конце XVII века, после поражения крестьянского восстания под предводительством Степана Разина, в Алатырском уезде постоянно возникали земельные споры между русскими помещиками и мордовскими крестьянами. Так в одном из тяжебных дел 1703 года между мордвой деревень Низовка и Кученяева с алатырским помещиком Степаном Зимницким говорится, что мордва деревень Низовки и Кученяева, узнав о том, что Степан Зимницкий «уговорил» воеводу Осипа Кафтырева отдать ему их мордовскую старую дачу, вышли на поле, чтобы защитить ее силою. Когда же воевода узнал об этом, то «собрался великим собранием и многолюдством, со многими служилыми людьми, и с понятыми, с ружьем и с пушки, а Степан Зимницкий с товарищи и многолюдством же, с людьми своими и со крестьяны с ружьем, и с копьи, и с бердыши, и с рогатины, и с пищали, и с луки, приехали в их мордовскую волость на те земли, и воевода велел по ним мордве из мелкого ружья и из пушек стрелять и трех человек из деревни Кученяевки из пушек побил до смерти ... и те мертвые тела пропали без вести. А Степан Зимницкий с товарищи и с людми и со крестьяны гнали за ними мордвою до вышеписанных их мордовских деревень и многих копьи и рогатины кололи, и бердыши рубили, и из ружья стреляли, и ныне они, мордва, от тех ран лежат при смерти. Да он же Степан Зимницкий, приехав в тое их деревню Кученяеву, в домах у них деньги и платья и у жен их и у детей венцы и серги пограбил и многих лошадей и скотину побрал. При этом воевода Осип Кафтырев многую их мордовскую землю с посеянным аржаным хлебом и покошенным сеном отмежевал к селу Зимницам и поставил грань среди той деревни Кученяевы и 23 человека мордвы велел побрать в город Алатырь и пытал их безвинно многими разными пытками до взяток своих, и огнем жег...».
Возможно, именно из-за недостатка земли, непрекращающихся земельных споров и из-за произвола воевод многие жители Низовки были вынуждены покинуть обжитые места и переселяться на свою историческую родину. Переселение началось в 1744 году и продолжалось до 1751 года. Так «29 сентября 1751 года правителю новокрещенных дел Духова монастыря архимандриту Виктору, соборному протопопу Прову Симеонову, новокрещенного села Козмодемьянского Низовка тож, приходской деревни Кученяевы из Главной дворцовой канцелярии» прислан указ по прошению новокрещен с.Низовки, в котором «велено вывести их в новокрещенное село Николаевское Напольное тож», так же они просят «Оставшуюся церковь перенести в приходскую деревню Чукалы». В том же указе дается справка, что «5 июня 1751 г. Низовские новокрещены со своими домами уже переселились в Напольное (в 50 верстах). Там получили довольно земли, а эту сдают в найм, получая за 1 поле до 100 руб.».
Сведения о переселении жителей деревни Нижней на Саре в деревню Нижняя на Студенце подтверждаются и данными 3 ревизии 1762 года.
Согласно ей, число переселенцев составило 116 душ (вместе с умершими), это более 50 дворов, тогда как в самой деревне осталось 52 души – чуть более 20 дворов.
То, что именно эти переселенцы являются предками Напольновских низовцев, нет никаких сомнений. В этом легко убедиться, если проследить их родословные. Среди переселенцев значатся: Кондратий Дмитриев (в язычестве Сорочкин), от него происходят Кондрашкины, Прокопий (Пьянка) Кондратьев - Понятойкины, Кузьма (Русяйка) Борисов – Русейкины, Савелий (Соболька) Никитин – Соболевы, Семен (Сыреська) Кирилов (Аксенов) – Сыреськины, Семен (Зетка) Антипов – Зеткины, Иуда Ларионов – Юдины, Савелий (Солдайка) Самойлов (Родкин) – Солдайкины, Егор (Сунгорка) Дмитриев – Сунгоркины, Карп Иванов – Карповы, Степан (Стекса) Устимов (Учеватов) – Стексовы, Ермолай Ефремов (Аврейкин) – Ермолаевы, Фрол Савельев (Назаркин) – Фроловы, Кирилл (Кумоняйка) Михайлов (Нуштайкин) – Куманейкины, и др.
Таким образом, время переселения (а точнее, возвращения на земли предков) мы установили, это 1744-1751 годы. Место, откуда пришли Низовцы, тоже – деревня Нижняя на Саре, ныне село Низовка Ардатовского района Республики Мордовии.
Что касается причин переселения, то причиной однозначно не могло быть неприятие ими православной веры, ибо все переселенцы к тому времени были уже крещены и переселились в новокрещеную деревню Нижняя на Студенце. Переселенцы были тверды в своей вере, об этом можно судить хотя бы по тому, как они заботились о дальнейшей судьбе своего сельского храма, прося архимандрита перенести ее в соседнюю приходскую деревню. Более того, перейдя на новое-старое место жительства, они сразу же 17 августа 1751 года пожаловались архимандриту Виктору о неподобающем исполнении местным иереем своих обязанностей: «Не исправляет службу, берет за все взятки; когда случится в колодезях какая падшая гадина (змея), чтоб дать молитву, тот поп не ходит». Более вероятной причиной переселения, видится земельная проблема и многочисленные притеснения, которые жители села были вынуждены терпеть при попустительстве и злоупотреблениях местных властей. Вероятно, именно слухи о притеснениях и зверствах помещиков передавались из поколения в поколение и легли в основу легенды о переселении деревни Низовки, записанной А.Д. Куторкиным в рассказе «Бурливая Сура».
А. Пиняев.