Читателям – о классике отечественной литературы И. Ильфе

13 октября 2017 г. в Порецкой межпоселенческой библиотеке состоялась беседа у выставки, посвященной 120-летию классика отечественной литературы Ильи Ильфа.
Илья Арнольдович Ильф (1897–1937) (наст. фамилия Файнзильберг) – русский прозаик. Родился 4 (15) октября 1897 г. в Одессе в семье банковского служащего. В 1913 г. окончил техническую школу, после чего работал в чертежном бюро, на телефонной станции, на авиационном заводе, на фабрике ручных гранат. После революции был бухгалтером, журналистом в ЮгРОСТА, редактором в юмористических и др. журналах, членом Одесского союза поэтов. В 1923 г. приехал в Москву, стал сотрудником газеты «Гудок», с которой в 1920-е годы сотрудничали М. Булгаков, Ю. Олеша и другие известные впоследствии писатели. Ильф писал материалы юмористического и сатирического характера – в основном фельетоны.
В беседе говорилось о творческом содружестве Ильи Ильфа с Петровым Евгением Петровичем (1903–1942) (наст. фамилия Катаев). В 1927 г. с совместной работы над романом «Двенадцать стульев» началось творческое содружество Ильфа с Петровым. Сюжетная основа романа была подсказана Катаевым, которому авторы посвятили это произведение. В воспоминаниях об Ильфе Петров впоследствии писал: «Мы быстро сошлись на том, что сюжет со стульями не должен быть основой романа, а только причиной, поводом к тому, чтобы показать жизнь». Это в полной мере удалось соавторам: их произведения стали ярчайшей «энциклопедией советской жизни» конца 1920-х – начала 1930-х годов.
Ильфу - 29 лет, Петрову - 23. Раньше они жили совсем по-разному, имели разные вкусы и характеры. Но писать вместе у них почему-то получилось гораздо лучше, чем по отдельности. Если слово приходило в голову одновременно обоим, его отбрасывали, признавая банальным. Ни одна фраза не могла остаться в тексте, если кто-то из двоих был ею недоволен. Разногласия вызывали яростные споры и крики. «Женя, вы трясетесь над написанным, как купец над золотом! — обвинял Петрова Ильф. — Не бойтесь вычеркивать! Кто сказал, что сочинять — легкое дело?» Дело оказалось не только нелегким, но и непредсказуемым. Остап Бендер, к примеру, был задуман второстепенным персонажем, но по ходу дела его роль все разрасталась и разрасталась, так что авторы уже не смогли с ним совладать. Они относились к нему как к живому человеку и даже раздражались на его нахальство — потому и решили его «убить» в финале.
Продолжатели духа и стиля Салтыкова-Щедрина, И.Ильф и Е.Петров воскрешают в ХХ веке не только приемы и тематику, но и дух произведений великого писателя, вошедшего в яркую плеяду всемирно известных художников-сатириков, которому оказались доступными «тончайшие нити и пружины личных и общественных отношений». На страницах книг Ильфа и Петрова - герои нового времени, которые продолжают галерею образов Салтыкова-Щедрина, перенесенные в новую эпоху - эпоху Революции и НЭПа.
Изумительное мастерство авторов, художников слова, проверено самым строгим и беспристрастным критиком – временем. Их литературные характеристики, типажи, цитаты, подобно щедринским и гоголевским, «вошли в самый состав русского языка, русской жизни».
Ильф и Петров - продолжатели лучших традиций русской классической литературы.