Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Демография вносит коррективы в школьную жизнь

Геннадий КАРПОВ

 На днях к нам в редакцию зашла одна из наших читательниц с просьбой перепечатать статью из университетской газеты «Ульяновец» про студентку ЧГУ Ирину Долгову. В 2013 году она окончила Порецкую среднюю школу с золотой медалью. Но до этого училась в Ряпинской школе. Сейчас И. Долгова заканчивает Чувашский госуниверситет.

Ирина учится на химико- фармацевтическом факультете. Она обладательница диплома II степени XI Международной молодежной научной конференции по естественно-научным и техническим дисциплинам (2016 год, Йошкар-Ола), лауреат XVIII Межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги» (2016 год). Неоднократный победитель и призер Всероссийской научной студенческой конференции по техническим, гуманитарным и естественным наукам, Регионального фестиваля «Человек. Гражданин. Ученый». Стипендиат Главы Чувашии для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность. В материале много места уделено химико-фармацевтическому факультету. По всей вероятности, деканат заинтересован, чтобы данную статью перепечатали в районной газете. В сокращенном варианте мы ее опубликуем. Но примечателен тот факт, что жительница Ряпина настаивала на публикации по другой причине. «Ряпинцы не хотят, чтобы нашу школу закрыли. Говорят, что малокомплектные школы не дают тех знаний, что в общеобразовательных. Это не совсем так. Вот же наша бывшая ученица Ирина Долгова учится в университете. И таких примеров немало», – говорила она, отказавшись представиться.

Что можно по этому поводу сказать? В 2016/17 учебном году в Ряпинской ООШ работали 7 учителей и обучались 20 учеников: 1 кл. – 1 ученик; 2 кл. – 3; 3 кл. – 0; 4 кл. – 1; 5 кл. – 2; 6 кл. – 7; 7 кл. – 0; 8 кл. – 2; 9 кл. – 4 ученика. В дошкольной группе 15 детей. Казалось бы, дети есть, школу можно не реорганизовывать. Но парадокс еще в том, что некоторые родители своих детей обучают в базовой Порецкой школе. Они считают, что на месте не созданы условия для получения полноценного образования. Здесь нет смысла с ними спорить и что-либо доказывать. Возможно, они и правы. Но есть и минусы. Младшеклассники заканчивают свои занятия намного раньше старшеклассников и им приходится до трех часов дожидаться школьного автобуса. У дирекции Порецкой школы нет возможности возить учеников по отдельности. Хотя малышей и пытаются вовлечь в какие-то группы, но это для них дополнительная нагрузка. Ведь сверстников из райцентра родители забирают в 11 часов, а они порог своего дома переступают на 4 – 5 часов позже. Все это, наверное, не пройдет бесследно, но родители гонятся за качественными знаниями. Иначе в дальнейшем их дети не будут конкурентоспособными. Здесь можно спорить, высказывать разные точки зрения, и каждый будет прав по-своему.

Если говорить о качестве знаний, то можно привести такой пример: в конце мая 106 девятиклассников сдавали экзамен по русскому языку, тестирование проходило в Порецкой средней школе, у 31,5% учеников оценка пять, у 28,6% – 4, еще 35 школьников набрали баллов от 15 до 24 и получили тройку, а пятеро девятиклассников набрали менее 14 баллов, у них двойки. Если провести анализ, то получается, что ни один ученик Мишуковской и Ряпинской общеобразовательных школ не смог выполнить задание на «отлично».

Будут ли закрывать Ряпинскую школу? Пока об этом никто не ведет и речи. Просто с 1 сентября этого года она получит статус начальной школы, в которой будут учиться 6 школьников. А вот, например, Сыресинскую начальную школу будут присоединять к Напольновской средней школе. Там сейчас шестеро детей, учитель и на полставки директор. В селе еще семь дошкольников.

Со временем такая же участь ждет и Мишуковскую общеобразовательную школу. Сейчас там 24 ребенка: 1 кл. – 4; 2 кл. – 1; 3 кл. – 1; 4 кл. – 2; 5 кл. – 2. Дошкольников десять.

В прошлом году Октябрьскую школу присоединили к Семеновской, сохранив статус начальной. Там всего пятеро учеников. По словам начальника районного отдела образования Елены Терешкиной, если малокомплектная школа дает нормальное образование, то ее стараются сохранить. Главная задача – способствовать качественному изменению образования в соответствии с требованиями времени. Для этого нужно объединить усилия в интересах детей. Конечно, здесь должны принять обстоятельное, взвешенное решение сами сельчане. Большинство из них не теряет оптимизма, верит в здравый смысл при принятии решения по дальнейшей судьбе своей школы.

Пока удается сохранить в сельской местности малокомплектные школы. Ведь все понимают, что с закрытием школ ускорится процесс исчезновения населенного пункта на карте района. Люди, как правило, уезжают туда, где можно на месте учить детей.

Так что причина реорганизации школ одна – нет детей. В районе давно уже тревожная демографическая ситуация: рождаемость падает, смертность растет. Молодежь после вузов остается в городе. Мы прекрасно все понимаем, что если ничего не изменится, то лет через 5- 10 средняя школа останется только в райцентре.

Итак, очередь дошла до статьи в газете «Ульяновец» про Ирину Долгову. Как мы и говорили, ее даем в сокращении.

«...– Ирина, расскажи, чем тебя заинтересовал наш университет?

– Еще в старших классах сделала свой выбор в пользу ЧГУ: во-первых, здесь много различных специальностей; во-вторых, хорошая возможность получить качественное высшее образование в своем регионе.

– Чем может привлечь абитуриентов химико-фармацевтический факультет?

– Именно на нашем факультете можно получить достойное современное образование по востребованным специальностям, реализовать себя не только в учебе, но и в науке, и общественной жизни….Выпускники факультета являются конкурентоспособными специалистами, обладающими творческим инновационным мышлением.

– Сильно ли поменялась твоя жизнь после поступления в университет?

– После поступления в ЧГУ я полностью была предоставлена самой себе: уехала из родительского дома, заселилась в студенческое общежитие. Учеба занимает все свободное время, к счастью, получаю от нее удовольствие. В университете познакомилась с замечательными людьми, получила возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью. Было много увлекательных поездок на выставки и конференции в другие города. Большим плюсом стали поощрения в виде дополнительных стипендий… После окончания университета буду работать в АО «Чебоксарское производственное объединение имени В.И.Чапаева», так как на третьем курсе подписала контракт по программе «Новые кадры для ОПК»…

– Что еще хотелось бы добавить?

– …Студенческие годы пролетают очень быстро. Лишь к концу 4 курса поняла, что это были замечательные годы, которые прожила бы еще раз с большим удовольствием и наверстала бы все то, что упустила...»



"Порецкие вести"
10 июня 2017
14:17
Поделиться