Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Приютили бездомных детей

Война и дети... Это одна из наиболее горьких страниц истории Великой Отечественной. Те суровые испытания, которые выпали на долю советских людей в годы войны, еще с большей жестокостью обрушились на детей. Их надо было спасать не только от уничтожения фашистами, но и от голода, болезней, создавать необходимые для их жизни, учебы и труда условия.

В первые же дни Великой Отечественной войны в Чувашию стали прибывать эшелоны и пароходы с эвакуированным населением. 26 июня 1941 года была создана правительственная комиссия Чувашской АССР по приему и размещению эвакуированного населения. Правительство, местные органы власти и население республики делали многое для беженцев, выделяли для них жилье, предоставляли работу, питание и одежду, оказывали другие виды помощи, при этом особое внимание уделялось детям.

Жизнь беженцев нигде и никогда не была и не могла быть безоблачной. В Чувашии тоже не сыпалась манна с небес. Не было, правда, бомбежек и обстрелов, но трудностей было много: народ жил на скудном пайке, не хватало самого необходимого. Все уходило на фронт. Но тем не менее жизненные условия эвакуированного населения, особенно детей, всегда были в поле зрения Совнаркома, Минпроса ЧАССР, местных органов власти.

2 августа 1941 года было принято постановление Совнаркома ЧАССР «О размещении эвакуированных детских домов», согласно которому для размещения прибывающих детских учреждений были выделены помещения в селе Порецком на 275 детей: двухэтажное здание общежития педучилища, здание средней школы, здание нарсуда и канцелярия рыбкоопа. Первый детский дом прибыл в Порецкое из Карелии 27 октября 1941 года. Приехали 64 воспитанника и 8 штатных работников. Тивдинский детский дом Карелии разместился в селе Порецком в здании неполной средней школы и общежитии педучилища. Позднее стали поступать дети из блокадного Ленинграда: 10 августа 1943 года прибыли две группы дошкольного возраста. Малолеток привезли с Шумерли на лошадях, ходить они от слабости не могли. Поступали дети из детприемников-распределителей, к нам – в основном из Канашского. Всего находилось в детдоме 150-170 человек. Это были дети войны, обездоленные, безродные, больные и истощенные.

Много проблем возникало с обеспечением продуктами, одеждой и обувью. Выделенные централизованные фонды не сразу доходили по назначению. И в этих случаях тоже на помощь приходило население, колхозы, учреждения и предприятия. В справке Наркомпроса ЧАССР от 31 марта 1942 г. о состоянии обслуживания эвакуированных, направленной в Москву, говорилось: «Большую материальную помощь оказали школы и колхозы Порецкого района прибывшему в Порецкое эвакуированному детдому. По инициативе учителей и учащихся в первые дни прибытия этого детдома в Порецкое было собрано много различных продуктов, одежды и обуви».

Несмотря на трудное время, поречане сделали все возможное, чтобы создать нормальные условия жизни для всех эвакуированных. Колхозы, предприятия и многие граждане помогали им продуктами, одеждой, домашней утварью, топливом и другими средствами для существования, делились с ними даже последним куском хлеба. По воспоминаниям директора Порецкого детдома школьного дома Е.И. Чернышовой, которая возглавляла детдом с декабря 1943 года по май 1948 года, «бывали моменты, когда не было досок, чтоб положить на кровати – присылал Гартовский лесозавод. Не было посуды, ели и пили из глиняных кружек и чашек, а они разваливались в руках от горячего – привозил их Семеновский гончарный цех. Бывало, что были продукты, но не было дров, или наоборот – дрова были, а варить было нечего, не было продуктов» («Заветы Ильича», 29 августа 1991 г.).

Дровами чаще всего выручал кудеихинский колхоз «Трактор» (предс. Н.С. Кашечкин). Продуктами питания большую помощь оказывали колхозы района, особенно анастасовский им. М. Горького (Н.А. Дыдычкин), никулинский «Красный пахарь» (М.В. Дубровин) и другие.

При детдоме не было бани. Сначала детей мыли в бельевом корыте в прачечной, при одном небольшом котле. Затем директор лесхоза Н.П. Никифоров разрешил мыться в бане лесхоза. А после лесхоз помог построить свою баню.

Своевременно принятые меры улучшили положение в Порецком детском доме. В докладной записке начальника отдела Совнаркома ЧАССР по хозяйственному устройству эваконаселения Н.В. Жукова от 15 апреля 1943 года сообщалось: «Зав. детдомом допускал грубости, никакой заботы об улучшении состояния детдома не проявлял. Питание было организовано плохо, даже не имели кипяченой воды, не хватало посуды. Большинство детей хворало... Руководство детдома сменено, и в настоящее время состояние детдома улучшается». Директором была назначена Е.И. Чернышова.

Из справки Чувашского обкома ВКП(б) о состоянии учебно-воспитательной работы в детских домах, спецшколах, интернатах Наркомата просвещения Чувашской АССР: «...По состоянию на первое июня 1943 года в республике функционирует 12 детских учреждений интернатного типа, из них: 9 детских домов и 3 специальных с контингентом учащихся 1267 чел., в т. ч. 131 чел. учащихся спецшкол. В течение 1943 года в детские дома направлено 402 ребенка, из которых детей фронтовиков или погибших на защите родины 140 чел. Из детских домов выбыло с 1-го января сего года: в порядке трудоустройства 75 человек, в порядке усыновления 16 детей, возвращено родным и родителям 33 человека, умерло   16 чел. (В Ядринском детдоме 15, в Убеевском детдоме 1 чел.)... Начиная с IV квартала 1942 года питание детей резко ухудшилось. Во всех детдомах, кроме Марпосадского и Ватланского, питание однообразное по ассортименту и крайне неудовлетворительное по качеству. Особенно плохо обстоит дело с питанием детей в Ибресинском, Порецком детдомах и Чуварлейской школе слепых».

В конце 1944 года началась реэвакуация. Эвакуированные детские учреждения со своим штатом воспитателей были отправлены эшелонами на прежние места жительства. За отдельными детьми приезжали родители и родственники. Велась активная переписка по розыску и возвращению детей. Просьбы родителей удовлетворялись, причем финансовые расходы по переезду возмещались за счет республики. Уезжающие дети снабжались в дорогу всем необходимым. Забирая детей, родители выражали огромную благодарность Чувашской Республике, Наркомату просвещения, работникам детских домов, присылали письма. Из письма Е.Г.Кайдановой от 21 ноября 1944 г.: «Я имею 7 человек детей. Во время оккупации Смоленской области с детьми эвакуировалась в Чувашскую АССР. Муж погиб на фронте в 1942 году. Ввиду моего плохого материального положения мне было разрешено поместить 4-х детей в детдом. В настоящее время я вернулась на родину, устроилась там и теперь приехала за своими детьми, которые 1 год и 10 месяцев находились в Порецком детском доме. Мои 4 сына здоровые, жизнерадостные и хорошо воспитанные дети. Беря детей, я хочу передать сердечную благодарность партии, правительству, дорогому и любимому тов. Сталину за заботу о наших детях. Одновременно через Наркомпрос передаю благодарность коллективу работников Порецкого детдома под руководством Е.И. Чернышовой. Работники живут жизнью детдома. Не считаясь со временем, они работают. Ласково и внимательно относятся к детям. Всюду чистота и порядок. Дети детдома даже на улице выделяются своей вежливостью и опрятностью. Детдом у меня оставляет впечатление культурной, дружно спаянной семьи...».

Обслуживающий персонал детдома соответствовал военному времени – были все женщины, солдатки, вдовы с детьми. У директора Е.И. Чернышовой муж погиб в марте 1943 г., остались два сына – дошкольника. Инструктором по труду была эвакуированная из Витебска вдова с четырьмя детьми. Кладовщиком работала В.И. Плесцова, вдова с тремя детьми. По двое сирот имели нянечки Н.Н. Лепаева, пионервожатая Е.Д. Паничкина, по одному – завхоз Е.А. Шлямина, воспитательницы А.А. Рассказова, B.C. Серапионова и другие. Все они, пережив свое горе, потерю мужей и близких, заботились о своих детях-сиротах.

Лечили заболевших детей местные медицинские работники. Надо отдать им должное – никаких эпидемических заболеваний в детдомах не было, хотя в годы войны в Чувашии были и дизентерия, и сыпной тиф. Профилактические прививки проводились своевременно. Лечением детей в Порецком детдоме занимались врач-фронтовичка К.К. Карякина и вдова, мать троих детей А.Б. Македонская.

По положению дети из детдома должны после семилетки в 15 лет уходить в ФЗО или какие другие училища. Но по договоренности с директором Порецкого педучилища В.Г. Гусевым, втихаря от Министерства просвещения, лучших учениц направляли в педучилище.

В детдоме большое внимание уделялось трудовому воспитанию. Дети сами убирались в комнатах, топили печи. При детдоме был подсобный участок земли, где выращивали овощи. Дети там тоже работали, помогали в уходе за посевами колхозу «Передовик» (предс. А.П. Сехов).

Летом за р. Сурой под Ряпином был пионерский лагерь детдомовцев. Вспоминая то время, директор Е.И. Чернышова писала, что было вполне хорошее взаимоотношение воспитанников с местным населением. Не было драк детей в школе, не было ни одного случая краж имущества, не было приводов детей в милицию.

Самыми счастливыми были дни, когда находились у детей родители или родственники. В Порецком была удочерена супругами Захаровыми воспитанница Зиночка. В Сияву был взят на воспитание Ким Садовский. Возможно, кто-то из читателей расскажет об их дальнейшей судьбе.

После прорыва блокады Ленинграда воспитательница А.А. Зараева повезла первую группу детей к родителям. Их приняли с распростертыми объятиями, а саму Анастасию Андреевну переманили жить в Ленинград.

К чужим – как к своим – так можно охарактеризовать чувства жителей Чувашии, принявших во время Великой Отечественной войны свыше 70 тыс. эвакуированных граждан, в том числе свыше 30 тыс. детей. Русские, украинские, белорусские, латышские, литовские, эстонские, еврейские и дети многих других национальностей в самые страшные для себя годы нашли приют в маленькой национальной республике. Именно об этом необходимо вспоминать сегодня, когда вновь пылают национальные конфликты, когда сотни детей становятся сиротами, когда переполнены детские дома, когда уровень нашей нравственности позволяет родителям отказываться от своих детей. Хочется надеяться, что уроки истории помогут людям опомниться и избежать повторения ошибок.

Для всех воспитанников детдома Порецкое стало второй родиной, дало им путевку в самостоятельную жизнь и навсегда оставило добрые, светлые воспоминания. Некоторые работники детдома и бывшие воспитанники долгое время держали между собой связь. Они приезжали в Порецкое погостить.

Детдом был закрыт в 1959 году.



"Порецкие вести"
26 октября 2016
11:04
Поделиться