Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Найти курсанта Ефимова

А. Мальчиков,

с. Порецкое

В  районной газете «Порецкие вести» за 7 сентября было опубликовано  письмо жителя с. Порецкого В. Юдина «Найти курсанта Ефимова». В нем говорилось о летчике из Сибири, погибшем в Чувашии в апреле 1943 года. Родственники курсанта хотят  узнать о месте его захоронения.  До сих пор никто не знает о судьбе курсанта Ефимова, где он погиб, как это произошло, где захоронен.  Автор письма вспоминает о летном происшествии в небе недалеко от села Напольного. «Районка» попыталась со своей стороны внести ясность, провела опрос некоторых старожилов села. Одни говорят про одного летчика, другие утверждают, что было два пилота. Поделюсь своими воспоминаниями.

Мне тогда было 12,5 лет. Со старшим братом Владимиром мы трудились в колхозной конюшне. В тот день, 28 апреля 1943 года, с разрешения брата я запряг лошадь и решил доехать до леса. Так мы обкатывали рысака. В месте, где сейчас находится гражданское кладбище, навстречу мне попался летчик с палкой. Он шел, сильно прихрамывая, остановил меня, сказал, что его самолет потерпел аварию и упал недалеко отсюда. Сам он сумел выбраться, повредил лишь ногу. А вот его напарник прижат к дереву мотором, и он не смог его освободить. Через какое-то время мы с братом побежали к месту происшествия. Прибыв на место, мы увидели, что самолет развалился на три части. Увидели и летчика на дереве, зажатого мотором. Хотели его освободить, но  у нас тоже ничего не получилось. Вскоре на лошади прибыли еще три или четыре человека. Общими усилиями удалось освободить пилота. Но у него уже не прощупывался  пульс: он был мертв. Его тело положили на мои лыжи и дотащили до дороги, а потом на санях доставили до села.  Больше я ничего не могу сказать о пилотах. Мотор сняли  и увезли, как и приборы, а все остальное сожгли.

Не знаю, тот или нет погибший курсант, о ком говорится в письме, опубликованном на страницах райгазеты, но я решился рассказать о том, что помню о летном происшествии в 1943 году.

Летом того года брата в 17-летнем возрасте призвали в армию. Сначала на войне был пехотинцем. Потом ему предложили в Рязани выучиться на стрелка-радиста.

В годы войны мой брат летал на самолете Пе-2. Награжден медалью «За взятие Кенигсберга» и другими боевыми наградами. После войны в г. Алатыре работал учителем по труду.

Сам я сначала закончил школу механиков, а потом Горьковский политехнический институт. До пенсии на заводе в г. Алатыре трудился инженером-конструктором. Сейчас живу в Порецком.

В конце 1943 года произошел еще такой случай. В поле недалеко от леса неожиданно сели два самолета. Сельчане сразу прибежали, окружили самолеты, стали расспрашивать, что их вынудило приземлиться. Один из летчиков признался, что у него кончилось горючее. Второй пилот поделился с ним топливом, и они собрались взлететь, но тут появился егерь и не разрешил до приезда начальства подниматься в небо. Они подчинились этой команде и заговорили с сельчанами.  Стали расспрашивать про лапти: что за обувь на ногах, из чего сделана, промокает или нет, хорошо ли в ней ходить... Потом они сказали, что необходимо прогреть моторы. А сельчан, чтобы они не замерзли, попросили протоптать площадку для разбега. Когда все было готово, они выехали на дорожку  и взлетели один за другим, сделав круг над нами и помахав крыльями. Народ тоже стал махать руками, некоторые погрозили кулаком: «У, обманщики!».

Через 1,5 часа появились люди в военной форме, стали спрашивать, где самолеты. Егерю пригрозили наказанием, но тот отнекивался: «Как их удержишь. Самолет – не лошадь». После уже узнал, что это были самолеты новой серии ЯК-5 с Горьковского авиационного завода. Они просто перегоняли технику, один из летчиков не успел дозаправиться.

Хочу поблагодарить за письмо В. Юдина, кому небезразлична судьба погибшего курсанта Ефимова.



"Порецкие вести"
17 сентября 2016
08:54
Поделиться