Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Функции детского дома изменились

В последнее время, по сути, детский дом стал центром по комплексному сопровождению замещающих семей и постинтернатному сопровождению выпускников детского дома. Такая служба сопровождения при Порецком детском доме начала действовать с апреля  2015 года. В ее состав входят педагоги-психологи, социальный педагог, а также руководитель службы.

На сегодняшний день мы сопровождаем 30 семей Порецкого района, где проживают 39 детей, 54 семьи Алатырского района, где проживает 76 детей; 59 семей г.Алатырь, где 74 ребенка, и 59 семей Ибресинского района, где проживают 88 детей. Итого: на сопровождении детского дома находятся 202 семьи и 277 детей.

С замещающими семьями работают психологи, которые  были приняты в Ибресинском и Порецком районах, г.Алатыре (всего 3,5 ставки). Комплексное сопровождение замещающих семей Порецкого и Алатырского районов осуществляет педагог-психолог Е.А. Соловьева, Ибресинского района – И.А. Федорова, города Алатыря – О.А. Валдаева, которые непосредственно курируют села и деревни данных районов.

Основными задачами сопровождения замещающих семей являются: охрана здоровья ребенка; адаптация к новым условиям обучения и воспитания; предупреждение возникновения проблем развития ребенка; предотвращение отказа от ребенка, переданного на воспитание в замещающую семью; профилактика кризисных ситуаций в замещающей семье и содействие в ее укреплении.

Психологи применяют следующие формы организации работы с замещающей семьей: индивидуальные беседы с детьми, замещающими  родителями, педагогами; коррекционно-развивающие занятия с детьми; психологическое тестирование  детей и взрослых; разработка рекомендаций для повышения уровня родительской компетенции замещающих семей. Психологи, посещая семьи и оказывая  им помощь, выявляют проблемы у детей: пропуски учебных занятий без уважительной причины; плохое поведение в школе, детском саду; детский невроз; ложь; низкую самооценку;  замкнутость, скрытость; отсутствие доверительных отношений; детские страхи. Также с членами замещающих семей были проведены консультации на темы: «Поведение в конфликтных ситуациях»; «Достижения поставленных целей»; «Как привить ребенку любовь к чтению»; «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции»; «Организация совместного  досуга»;  «Возрастные и  индивидуальные особенности детей».

Результатом психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка в замещающей семье является позитивная динамика типа семейного воспитания опекаемого ребенка, повышение уровня социально-педагогической культуры замещающих родителей.

В детском доме психологами и социальным педагогом разработана программа сопровождения замещающих семей «Каждому ребенку – семью», в результате реализации которой замещающие родители должны уметь эффективно сотрудничать со специалистами службы по устройству детей в семью; формировать благоприятный социально – психологический климат в своей семье; содействовать психическому развитию и социальной зрелости приемных детей; стремиться повышать свою собственную компетентность.

На Дне открытых дверей, который прошел в конце марта в КОУ «Порецкий детский дом им. И.Н. Ульянова», педагоги-психологи Е.А. Соловьева Е.А. и А.К. Архипова провели тренинг детско-родительских отношений «Как мы чувствуем друг друга», в котором приняли участие замещающие семьи нашего района. Целью тренинга являлась гармонизация эмоциональных связей в семье.

Неотъемлемой частью проведения Дней открытых дверей является проведение мастер – классов «Повар. Кондитер» и «Гончарное дело», руководителями которых являются Т.А. Кукарова Т.В.  и Е.А. Чеснокова.

В  будущем хочется провести с замещающими семьями досуговые мероприятия: конкурс «Самая дружная семья»; вернисаж рисунков «Наша дружная семья»; презентацию лучших  семейных фотографий «Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать»; конкурс-выставку семейных творческих работ «Творим вместе!» (рисунки, поделки); спортивный конкурс «Мама, папа, я  – спортивная семья!».

Хорошим показателем нашей совместной работы является то, что родители редко обращаются за помощью к специалистам,  стремятся внутри семьи сами решить свои проблемы.

Следующая наша  функция – постинтернатное сопровождение выпускников. Цель постинтернатного сопровождения  воспитанников – организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников организаций для детей-сирот в целях успешной социализации и интеграции в общество. Наша служба должна помогать выпускникам получать образование в профессиональной образовательной организации, трудоустройстве,  приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и  имущественных прав; создании условий для успешной социализации выпускников; обеспечения преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период, содействии создания семьи и обеспечении жильем. Основной вид деятельности службы – организация постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников.

Сегодня под нашим пристальным вниманием должны находиться выпускники 2011 – 2015 годов. С ними мы заключаем трех- и двухсторонние договора. Таких выпускников у нас 83. На данный момент заключено 50 договоров. Наша служба   оказывает выпускникам до 23 лет социально – правовую, психологическую,  юридическую помощь, решает вопросы, связанные с жильём, с получением образования, трудоустройством.

Договора не заключены  со многими выпускниками по разным причинам: выпускники проживают на территории других республик (Красноярский край, г.г. Москва, Санкт – Петербург и т.д.); выпускники не хотят учиться, пропускают занятия; их отчисляют за пропуски, и их местонахождение неизвестно; выпускники совершают правонарушения и находятся в местах лишения свободы; выпускники служат в армии.

Многие вопросы по постинтернатному обслуживанию выпускников помогают решать отделы опеки и попечительства городов и районов республики. Но, когда дети заканчивают среднее специальное учебное заведение, связь со многими теряется, потому что их местонахождение неизвестно Нам нужно их найти и помочь в решении проблем. Если им совсем негде жить, то они имеют право до 23 лет проживать у нас в детском доме, где для этого созданы  все условия: 2 комнаты на 6 мест, кухня.

Следующей важной функцией является оказание услуг по содержанию и воспитанию детей, временно помещённых в организации для детей-сирот по заявлению законных представителей. Главная задача данной службы – помощь семье, оказавшейся в трудной (кризисной) жизненной ситуации, во временном содержании и воспитании детей.   

Следующая наша функция – помощь и поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в детском доме. Здесь у нас целая служба: 6 воспитателей, 4 помощника воспитателя для ночного дежурства, 6 помощников воспитателя дневных, которые учат готовить, психологи, социальный педагог, 2 педагога дополнительного образования, 1 инструктор по физической культуре.

И тоже есть проблемы: пропуски занятий без уважительной причины; самовольные уходы  (3 чел. находятся в розыске); вредные привычки. Но есть и достижения: Александра Логинова стала стипендиатом  Главы ЧР; Николай С. – стипендиат главы Порецкого района; имеются победы в российских и республиканских  конкурсах и соревнованиях.



"Порецкие вести"
02 апреля 2016
13:25
Поделиться