Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Жизнь прожить – не поле перейти

Сколько в селах и деревнях живут, доживают свой век наших стариков-родителей!? Живут они нынешним днём, а прошлое хранят пока в своем сердце. Но приходят всегда такие моменты, когда душа раскрывается, распахивается настежь. Это дни замечательных юбилеев, когда за столом собираются самые близкие люди: сами юбиляры, их дети, внуки, правнуки… И наслушается молодёжь нахлынувших воспоминаний родителей, предков, словно жизнь их проживут вместе с ними, познавая историю родной семьи…

Соберётся на очередной юбилей в эти выходные такая семья в селе Антипинке. Раисе Петровне Железцовой вчера исполнилось ровно 80 лет со дня рождения.

«Родилась она в д. Выползове в семье колхозника. Всю жизнь проработала в колхозе им. Н. Г. Безрукова рядовой колхозницей в полеводческой бригаде, - рассказывает о матери её сын Валерий, водитель одной из организаций столицы республики. – Выращивала с подругами свеклу, махорку, трудилась на сенокосе, выполняли все виды ручных работ, коих в то время было немало. Отец Евгений Васильевич работал тоже в колхозе трактористом, потом шофером…»

Мы ехали с ним в Выползово по «соединенным штатам» на «жигуленке». Дорога часто изобиловала выбоинами на асфальте, но водитель на хорошей скорости умело объезжал их, показывая мастерство таксиста, ни разу не «нырнув» в них.

После некоторого раздумья Валерий продолжил рассказ о родителях. Сейчас жить бы да жить ветеранам труда: сын воду в дом провел, есть газ, да здоровье уже не то, болеют, сердце пошаливает да давление скачет. Живут они вдвоем в любви и согласии вот уже почти шесть десятков лет. Свою юбилейную жемчужную свадьбу они встретят на следующий год на ноябрьские праздники. Из родственников в живых уже никого не осталось. «Деревня вымирает у нас», – говорит Валерий. Одна радость для почтенных родителей – дети, внуки да правнуки, которые часто навещают их из города.

Несмотря на солидный этот возраст Железцовы имеют 40 соток огорода. Раньше много чего выращивали: картошку, морковь, другие овощи себе и на сдачу разным заготовителям. А сейчас сбыта нет – только для себя и детей. Дети, внуки приезжают регулярно, помогают выращивать. Чтобы меньше тратить время на прополку, часть огорода оставляют под паром – так проще с сорняками разделаться.

«И курочек держим, козочку держали!- вступает в разговор Раиса Петровна. – Под аварию мы попали, вот с тех пор и не стали её держать. А то сколько после коровы козу держали?  Без скотины мы не могли жить! Тяжело приходилось в жизни, но жили мы, веселились. На работу идут бабы – поют, сенокос ведут – поют! А сейчас?... Всем денег много надо!»

Нахлынули на неё воспоминания о своем детстве, послевоенных годах. Из пятерых детей в семье Рая была средней.

«Мать одна воспитывала всех нас пятерых, – едва сдерживая слёзы, вспоминает Раиса Петровна, – ставила на ноги. Отец на фронте погиб. Хуже нас на селе никто не жил. Самый младший брат родился в сорок первом. В ступнях в школу ходили. С братом сидела нянчилась. А в школу как ходили: в неделю два раза. Мать-то не пускала, в колхозе работала. А мы за кислятками на Меню ходили. Вот чего мы пережили, какую трудную жизнь. И живу! Своих воспитала двоих детей: сына да дочь Веру. Со свекровью прожила 28 лет. С дедушкой уж сколько доживаем вместе! Для нас какие уж брильянтовые свадьбы?! Лишь бы Бог ум не отнял да червяк не съел! – смеется она. – А так я работала из-под наряду, за палочку. Бывало, просо пололи, пшеницу. Зацепимся хороводом и идём полем, песни поём, голодные-те! Народу много в поле было. А на какую даль ходили. И всё пешком! А сейчас? Ты что, разве можно! А мы пешими туда и оттоль! Одни кислятки ели и лебеду тож. Чего только не ели мы, пятеро у матери. Спали в чуланчике на ларе. Утром мать будит: «Райка, вставай! Я в поле пошла, а тебе пшеницу прополоть, просо, чтобы я пришла – все было сделано, а не только на Меню бегать!» А ведь хочется!! Но надо дела делать, а не сделаешь, возьмёт веревку да «набуздат» нам! Вот так у нас жизнь и протекала».

Долго вспоминали прошлое ветераны. Диву даешься, что может выдержать наш человек! И тут же приходит на ум: да он ведь крепче алмаза!

«Осталась в деревне одна большая улица, а живут только в десяти домах. И все старики. Двое только вроде молодые: во-он одна у нас только Танька. Бывало, в окошко смотришь, а в школу все идут дети, идут...», – продолжалась экскурсия в прошлое…

Н. Долгов. 



"Порецкие вести"
11 июля 2015
10:13
Поделиться