Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Транспорт: частный и общественный

На прошлой неделе жителей района облетела новость: не будут ходить автобусы до деревень. В редакцию и на автовокзал обрушился шквал звонков: «Как же мы теперь будем добираться до Семеновского, Мишукова, Гарта и других сел?».

Сразу хотим успокоить: автобусы будут ходить, как и раньше, но в ситуации попытались разобраться.

Как говорится, не бывает дыма без огня. В марте у государственного унитарного предприятия «Чувашавтотранс» закончилось действие договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Порецком районе. Продлять его «Чувашавтотранс» не спешил. Убытки за прошлый год по нашему району составили около полутора миллионов рублей. Маршрут Порецкое-Антипинка принес убытков на 342 тысячи 490 рублей. Одними из самых затратных стали маршруты Порецкое-Гарт (минус 234 тысячи 418 рублей), Порецкое-Ивановка – убыток 421 тыс. 077 рублей. Маршрутов, которые бы сработали со знаком плюс, нет.

Тут и пришлось руководству предприятия задуматься, а стоит ли работать себе в ущерб? Сейчас администрации района удалось заключить краткосрочный договор с ГУП ЧР «Чувашсавтотранс» на право осуществления пассажирских перевозок на два месяца. В это время администрация объявит конкурс на право осуществления пассажирских перевозок. Кто примет участие в конкурсе, пока не известно.

Почему же заниматься перевозкой пассажиров стало невыгодно? Во-первых, увеличилось число личного транспорта. Автомобиль сегодня становится не роскошью, а средством передвижения. И особенно удобно добираться на нем из сел до райцентра. На остановке стоять не надо, в любое время сел и поехал. А заодно и подвез томящихся в ожидании автобуса односельчан.

Но одно захватить попутно, а другое когда это становится заработком. В погоне за рублем мнимый таксист видит в водителе автобуса своего конкурента и делает все, чтобы перехватить клиента. А автобус же едет пустой.

– Мне без разницы, кому заплатить деньги: водителю автобуса или частнику, лишь бы доехать быстрее, – говорит мужчина на остановке. – У нас в деревне многие с частником ездят, если машина полная набирается, получается немногим дороже, чем на автобусе.

Что ж, с одной стороны, рынок есть рынок. Но только диковатый какой-то получается. Ведь никто из так называемых таксистов официально не зарегистрирован и никакой ответственности перед пассажирами не несет. Точно так же, как и обязательств никаких не имеет. Захотел калымить, завел машину, а нет – так дома сидит.

– Ежедневно из Шумерли в Порецкое приезжают два автобуса. Конечно, водители недовольны, – говорит начальник Порецкой автостанции О. Глухова. – Нередко жалуются на то, что в степной зоне буквально перед ними проезжает «Газель» и забирает всех пассажиров. Автобус приходит пустой, план не выполняется.

– Удивляет даже то, что не боятся садиться в машину с непроверенными людьми, да и техника в каком состоянии никому не известно. А водителей Чувашавтотранса перед выездом проверяют медработники, за автобусами следит механик.  Да и стоимость билетов в общественном транспорте невысокая, – продолжает Ольга Васильевна. – До Напольного – 23 руб., Ряпина – 16 руб., Козловки – 37, Бахмутова – 16, Анастасова – 19, Коровина – 23 рубля, Октябрьского – 26, Антипинки – 29, Семеновского – 43, Полибина – 48, Мишукова – 63, Ивановки – 70, Рындина – 36 руб.

Делая выбор в пользу частного извоза, мы сами создаем еще одну проблему. Может случиться так, что ГУП «Чувашавтотранс» откажется пускать автобусы вхолостую, и опять встанет вопрос оптимизации рейсов. Здоровая конкуренция приветствуется. Но только нет в нашем районе предпринимателей, занимающихся частным извозом, да и из других муниципалитетов на убыточные рейсы никто не заглядывается.

А расценки у «таксистов» ох как кусаются. Заказать машину до Кудеихи – 150 рублей в одну сторону, столько же до Бахмутова, а до Мишукова – 550 рублей. В неординарных ситуациях это удобно, а вот каждый день на работу или в больницу не наездишься.

Паниковать, конечно, не стоит, а вот задуматься надо. Ведь были уже случаи, когда в деревнях на ура встречали заезжих коммерсантов, торгующих продуктами, и отказывались от магазинов райпо. Да только, когда предприниматели забыли к ним дорогу, население стало ратовать за местную потребкооперацию.

Н. Соломина,

редактор отдела социальных проблем



"Порецкие вести"
28 марта 2015
08:34
Поделиться