Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО, ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОРЕЦКОМ РАЙОНЕ

(Доклад начальника районного отдела образования и молодежной политики Е.А. Терешкиной на августовской конференции в сокращенном варианте)

Начинается новый 2014-2015 учебный год. По традиции перед его началом на большом педагогическом совете подводятся итоги прошедшего учебного года и намечаются планы на новый учебный год. 21 августа прошла республиканская конференция, тема которой «Развитие математического, естественно-научного образования в Чувашской Республике». Конференция под названием «Развитие математического, естественно-научного образования в Порецком районе» стала ее продолжением. 

В новом учебном году в районе будет функционировать 15 учреждений образования, в них будут обучаться, воспитываться, получать дополнительное образование более 1139 учащихся. В 2014 году охват детей от 1 года до 7 лет различными формами дошкольного образования составляет 454 человека, т.е. 67%, (по республике – 72,4). Первоклассников ожидается на 18 человек больше, чем в 2013-2014 учебном году.

Расходы на образование в 2013 г. составили 105 млн. руб., увеличившись к уровню 2012 г. почти на 8%. За первое полугодие 2014 года они составили 61,5 млн. рублей (57,2%). Бюджет на образование в районе остаётся самой крупной статьей расходов в консолидированном бюджете района. Его доля  выросла с 32 % в 2012 г. и  достигла 42,2 % в 2013 г. Это связано в первую очередь с повышением заработной платы педагогов.

Неслучайно руководство страны поручило разработать педагогическому и научному сообществу концепцию развития математического образования в Российской Федерации, которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 24 декабря 2013 года.  

Основной целью концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. Математика должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности.

Дошкольное образование

Дошкольное образование – первая ступень в формировании личности ребенка.

Сейчас реализуется проект модернизации дошкольного образования, зарплата педагогических работников возросла и составляет 18904,56 руб. В 2013 году введен  федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Необходимо информационно-методическому центру РОО совместно с руководителями ОУ обучить  воспитателей технологиям личностно-ориентированного социально-педагогического подхода!

Готовность  дошкольников

В 2013-2014 учебном году проводился мониторинг исследования о готовности первоклассников к обучению. В исследовании участвовали все первоклассники нашего района, их родители и учителя. Общая успешность по всем тестам в целом соответствует возрастной норме.  Однако в разрезе района имеются школы, где общая результативность ниже нормы  (50 баллов) и даже выпадают из коридора (_+ 10 баллов,  практически ниже –10 баллов).

Результаты других исследований показывают, что более 70 процентов детей в 1-2 классах своим любимым предметом называют «математику», уже в 4 классе таких только 55 процентов, в 7 классе – менее 30 процентов.

 На республиканской конференции озвучено занимательное исследование. В нем вначале задается вопрос: сколько может быть вариантов использования обычной канцелярской скрепки? Подобными вопросами определяется показатели гениальности мышления. Эксперимент проводили с 1500 детьми детсадовского возраста. Среди них гениями оказались 97% детей. Особенность эксперимента заключалось в том, что он проводился периодически. Через пять лет те же дети его прошли повторно в возрасте 8-10 лет. Каковы были результаты? Всего 50%. Эти же замеры в 13-15 лет были весьма неожиданными и прямо противоположными. Среди них оказалось всего лишь 3-4 человека, обладающих качествами неординарного мышления. Почему так происходит? Дело в том, что у детей с рождения отсутствует страх сделать ошибку. Ребенок не думает, что ошибка может привести к чему-то негативному. Так вот наши дети с такими чистыми «мыслительными стартовыми возможностями» приходят в школу, где за каждую помарку в тетради, за ошибку в решении задачи, за неправильное ударение в слове учитель, а в целом и вся система, его корректирует и осуждает. И уже в 13-17 лет, к выпуску из школы, школьник подходит с целым «багажом непонятных комплексов», и прежде всего мыслительных.

Наша задача – развивать способности детей с учетом их возможностей, учитывая результаты медико-психолого-педагогического сопровождения.

ЕГЭ по математике

В 2014 году  математику наши ученики сдали хуже, чем в среднем по Чувашии. При среднереспубликанском показателе 47,6 балла, наш результат 44,75. Сохраняется тенденция низких результатов ЕГЭ по математике во всех школах района, по сравнению с другим обязательным экзаменом – русским языком. Две «двойки» по математике стали причиной неполучения аттестата выпускниками этого учебного года. 

Базовые школы

 Следует обратить внимание на одну важную сторону: насколько результативно работают наши сельские базовые школы. В районе их 5 (все средние школы). Базовые школы создавали для того, чтобы они обеспечивали доступность качественного образования для всех детей независимо от места жительства и доходов родителей, уровень образования в них соответствовал уровню образования городских школ, сельские дети могли быть конкурентными наравне со своими городскими сверстниками. Задача не выполняется в полную силу.

 Инженерные классы

Для развития технического образования   созданы инженерные классы по робототехнике, авиа- и судомоделированию. Но эффективную работу в этом направлении нам не удалось наладить, как и в целом по республике. Хотя материальная база Напольновской и Порецкой школ в рамках реализации проектов улучшилась, а научно-методическая поддержка отсутствует, и педагогические ресурсы не используются в полном объеме. Перед вышеуказанными школами ставим задачу пересмотреть уровень преподавания робототехники и судомоделирования, используя лучший опыт школ Чувашии и организовав педагогический подбор квалифицированных кадров для данной работы.

Выбор выпускников

Актуальной темой остается выбор поступления выпускников. В этом году увеличилось количество бюджетных мест на технические направления.  Надо активнее доводить информацию, что поступление в вуз теперь не показатель успешности школы, выпускника. Экономике нужны высококвалифицированные рабочие. 

Статистика последних 3 лет показывает, что наши выпускники на технические направления в 2012, 2013 году шли более охотно, а в этом году снизили свои показатели.

 

Наполняемость

10-х классов

Наполняемость 10-х классов

Нужна эффективная профориентационная работа в среднем звене! Результатом которой может стать рациональное формирование 10-х классов. Здесь у нас создалась очень сложная ситуация. Наполняемость 10-х классов Анастасовской, Кудеихинской, Семеновской школ очень маленькая. Желание педагогических коллективов любыми путями заполнить 10-11 классы – это антигосударственная позиция. Школьным коллективам предлагаем тщательно проанализировать результаты итоговой аттестации и провести инвентаризацию с тем, чтобы у ребят, которые не собираются идти в ВУЗы, формировать нацеленность на получение среднего профессионального образования. Следует наладить работу с ближайшими учреждениями СПО по профориентационной работе, а также возможно открыть филиал учреждения СПО на базе Порецкой СОШ.

 В докладе министра образования район критиковался за низкую поступаемость выпускников на бюджетные места по инженерным специальностям в связи с низким уровнем знаний по  математике, физике, химии. Показатели у выпускников района намного ниже проходного балла ЧГУ.

В 2014-2015 учебном году нас ожидают несколько новшеств, это  уже в декабре наши выпускники будут писать итоговое сочинение,  а 2015 год объявлен Годом литературы.

Проанализировав статистику сдачи ЕГЭ по литературе, делаем вывод, что из 91 выпускника  2014 года сдавал ее всего 1 выпускник, что составляет 1%, по республике 3,5%,  а  в качестве выпускного по ОГЭ литературу не сдавал никто. 

Учиться писать сочинение ученики должны уже в начальной школе.

Иностранный язык

Еще одна волнующая район проблема, это то, что реализация нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования должна заканчиваться обязательной сдачей  иностранного языка на итоговой аттестации обучающегося. Таким образом, все четвероклассники этого учебного года в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования будут сдавать данный экзамен в 2022 году. В конце учебного года уже проведен 1 этап республиканского мониторинга по иностранному языку. Он будет проводиться ежегодно, а нам к нему нужно качественно готовиться. Чтобы обеспечить достойные результаты, мы должны пересмотреть качество  преподавания языка в образовательных учреждениях.

Эффективность участия на олимпиадах

В концепции математического образования подчеркнуто, что одной из основных причин снижения уровня математического образования в России является низкая мотивация школьников. Многие годы порецкие школьники не занимали призовых мест на региональном  этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Но благодаря намеченным планам, усилиям педагогов и учащихся школ мы сделали прорыв и в течение 2 последних лет имеем призеров по праву, технологии, в этом году по русскому языку, физической культуре и интеллектуальной игре младших школьников, тем самым держимся в «середнячках» по республике.

Но особое внимание необходимо обратить на качество подготовленности олимпиадников по математике и предметам естественно-научного направления. Здесь мы полные аутсайдеры.

Проанализировав статистику результатов районного этапа Всероссийской олимпиады школьников за последние 3 года, например, по математике, пришли к выводу, что процент выполнения  олимпиадных заданий вырос с 3% до 30%.

Обращаемся к администрации района с просьбой предусмотреть в местном бюджете финансовые средства на проведение муниципального этапа олимпиады школьников и рассмотреть возможность привлечения к проведению муниципального этапа олимпиады школьников педагогических работников других муниципалитетов, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.

Заработная плата

Особая тема –  это вопрос  заработной платы. Еще с 2011 года была поставлена задача доведения заработной платы педагогов школ до средней зарплаты в экономике региона. Мы в районе с этой задачей   справились, в течение 2011-2014 годов зарплата педагогов школ повысилась почти в 2 раза, дошкольных образовательных организаций – 2,8 раза, дополнительного образования – в 2,2 раза.

За I полугодие т.г. средняя заработная плата педагогов школ без учета отпускных, начисленных за июль-август, составила 21474 руб., дошкольных образовательных организаций – 18904 руб., организаций дополнительного образования отрасли «Образование» – 17354 руб.

Педагоги способны воплотить в реальность все замыслы и мечты. С этим сознанием исключительной важности нашей педагогической профессии мы начинаем новый учебный год.

Сложно успевать за быстроменяющимся миром, поэтому мы должны научиться эти перемены использовать во благо себе и своему делу. Реализация всех масштабных задач, которые мы перед собой ставим, зависит от каждого, кто имеет отношение к образованию. Высокое качество образовательных услуг начинается на рабочем месте каждого из нас. От этого во многом зависит общий результат. И я думаю, что поставленные задачи в текущем году будут выполнены.



"Порецкие вести"
30 августа 2014
15:27
Поделиться