Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Газеты подорожают

Из-за отмены субсидий «Почте России» тарифы на доставку прессы подписчикам выросли в разы. Многие из них останутся без газет и журналов. Некоторые периодические издания, как и полиграфические предприятия, могут просто-напросто закрыться.

Подписная стоимость складывается из двух частей: редакционной цены на газету или журнал и тарифа «Почты России» на доставку до почтового ящика подписчика. Например, на первое полугодие 2014 года подписная цена на районную газету «Порецкие вести» была 219 руб. 90 коп., в т.ч. каталожная цена – 124 руб. 80 коп. (эти деньги получала редакция), цена услуги связи – 95 руб. 10 коп. (эту сумму получали почтовики). Теперь же на второе полугодие этого года «районка» подписчикам обойдется в 354 рубля. Нетрудно подсчитать, что цена выросла на 134 руб. 10 коп. Львиная доля подписных денег уйдет распространителям, т.е. почтовикам. Сравните: каталожная цена – 127 руб. 92 коп., цена услуги связи – 226 руб. 08 коп. Газетчики не увеличивают  свою цену, если не считать 3 руб. 12 коп. Почта же доставочную стоимость сразу повысила на 130 руб. 98 коп. А ведь редакция несет основные расходы при издании газеты: бумага, типографские расходы и т. п. И такая ситуация не только с райгазетой «Порецкие вести». Для интереса: стоимость подписки на газету «Советская Чувашия» на второе полугодие 2014 года составит 915 руб. 48 коп. Из этой суммы редакции причитается только 129 руб., а 786 руб. 48 коп. составит доставочная стоимость. Разве это нормально? Правильно пишет эта газета: «Получается, что работа одного почтальона оценивается в шесть раз выше, чем всей редакции».

Парадокс еще в том, что со второго полугодия «районка» будет выходить на двенадцати полосах. Мы уже в первом квартале выпустили около 60 сверхзапланированных полос. Увеличиваем полосность газеты, а все это лишние затраты (бумага дорожает, за печатание газеты типография каждый год берет больше), и вместо прибыли получаем убытки.

Чем вызвано такое резкое повышение цен? Начиная с кризисного 2008 года по просьбе издателей и распространителей государство ежегодно перечисляло  «Почте» 3 млрд. рублей. (Тогда эта сумма покрывала все убытки, связанные с доставкой, а сейчас из-за инфляции она составляет, как утверждает «Почта», лишь половину от ее потерь.) Это позволяло держать подписной тариф на уровне 2008 года. Теперь «Почте» отменили дотации. С 1 июля 2014 года прекращаются государственные субсидии ФГУП «Почта России» на покрытие убытков, связанных с доставкой газет и журналов.  «Почта России» для достижения безубыточности своей услуги по доставке прессы до подписчиков увеличивает доставочные тарифы в 2—3 раза, что повлекло за собой  рост подписных цен в 1,5—2 раза. А значит, малообеспеченные  подписчики лишатся возможности выписывать прессу по новым ценам. Для сведения: в прошлом году по подписке в России было доставлено более 1 миллиарда газет и журналов, а это — почти 40% всех тиражей печатных изданий страны. Увеличение цены подписки спровоцирует сокращение тиражей, что,  в свою очередь, потянет за собой сокращения газетчиков, распространителей, полиграфистов. По приблизительным подсчетам — до миллиона человек.  Как справедливо считают издатели и полиграфисты, субсидии, которые государство выделяет на подписку, по сути, выделяются не «Почте России», а населению. Именно население получает льготы на подписку. А «Почта» является каналом. И такая практика существует во всем мире.

Для сохранения института подписки «Почта России» подготовила комплекс мероприятий, направленных на стимулирование подписчиков, своих работников, принимающих подписку, а также для издателей. Например, для подписчиков, которые будут забирать свои издания в почтовых отделениях, увеличен размер скидки в среднем до 43%. Для сотрудников за активное привлечение подписчиков также изменена схема вознаграждения. А для издателей, как федеральных, так и региональных, сохранена система скидок, которая предоставляется при достижении определенного тиража.  Почта России рассчитывает, что предпринятые меры позволят в рамках подписной кампании на второе полугодие 2014 года сохранить подписные тиражи изданий. Президент ИД «Аргументы и факты» и главный редактор газеты «АиФ» Николай Зятьков называет предложения «Почты» по поддержке института подписки анекдотичными: «Большая скидка обещается тем, кто забирает издания в почтовом отделении. Но ведь люди работают и их график не совпадает с графиком работы «Почты». Кроме того, не во всех населенных пунктах почта легкодоступна, а в сельских поселениях отделений почтовой связи и вовсе нет».

«ПочтаРоссии» находится  на стадии акционирования. Следующим этапом после акционирования будет приватизация. Она будет проведена в течение трех-пяти лет. Предполагается, что акционирование и приватизация позволят оптимизировать управление «Почты России» и придать ей финансовую самостоятельность. Возможно, со временем так оно и будет. А пока  страдает-то народ.

Еще в ноябре 2013 года крупнейшие издательства обращались и в Минсвязи, и в правительство с просьбой сохранить субсидии. Издатели считают, что назрел момент принять закон о господдержке СМИ вообще. В 90-е годы был такой закон, он работал пять лет. Сейчас нужно снова принять закон о господдержке СМИ, полиграфии, книгоиздания и распространения печатной продукции.

Львиную долю денег от подписки будет получать «Почта России». Но райгазета уже не раз писала о плохой работе почтовиков: газеты и журналы доставляются с задержкой. С 2010 года наблюдается текучесть кадров в райцентре.  Ожидалось, что ситуация изменится с укрупнением Алатырского почтамта, но выправить положение быстро не получается. Все это отрицательно отражалось  в период подписной кампании. Хочется верить, что в дальнейшем не будет нареканий  в адрес почтовиков.

Как дальше жить газетам и журналам? Редакция райгазеты уже не первый год практикует альтернативную подписку. На первое полугодие этого года свыше 300 подписчиков райцентра «Порецкие вести» получают в редакции по сниженной подписной цене. Мы и дальше продолжим эту практику. Подписная цена на «районку» на второе полугодие 2014 года без доставки составит 180 рублей, с доставкой – 222 рубля. Нами также рассматривается вариант электронной системы доставки, это когда читатель газету будет получать по Интернету. Но у нас в районе много пожилых людей, которые не пользуются всемирной паутиной.  Да и в глубинке Интернет работает плохо.  Больше того, многие привыкли читать газету на бумажном носителе. Мы также рассматривали  вариант перехода на еженедельный разовый выпуск газеты на 12 полосах со второго полугодия. В этом случае подписная цена  была бы ниже. Но пока не рискнули, опасаясь, что подписчик  не поддержит нас.  Наша «районка» в Чувашии среди всех газет является «высокотиражной газетой»: плотность подписки на 1000 человек – 246 экземпляров. Это каждый четвертый житель района является подписчиком. Будем надеяться, что читатель поддержит райгазету и на этот раз.

Мы стоим на пороге перехода на «толстошку» по примеру Шумерлинской газеты «Вперед», которая уже не первый год выходит один раз в неделю. В Ульяновской области, в Мордовии, большинство газет тоже перешло на разовый выпуск.

Для сведения. С 1967 по 1997 годы райгазета выходила три раза в неделю. Потом она перешла на двухразовый выпуск.

Подписная кампания на периодические издания на 2-е полугодие 2014 года традиционно начнется 1 апреля с большой тревогой. Многие предрекают, что институт подписки потеряет значительную часть аудитории, особенно в сельской местности и в небольших городах, где много малообеспеченных подписчиков.  Они могут просто отказаться от чтения прессы, считая его для себя слишком дорогим удовольствием. Если сократится подписка, что будут разносить почтальоны? Не исключено, что некоторые из них попадут под сокращение. Получается, что все остаются в проигрыше: и подписчики, и издатели, и почтовики, и государство, которому вовсе не нужен информационный вакуум.

 

  Г. Карпов.

 



"Порецкие вести"
26 марта 2014
15:14
Поделиться