Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

О состоянии и результатах деятельности системы образования района

На этой неделе в районе прошла августовская конференция учителей. Об успехах и недостатках, о проблемах и задачах на новый учебный год рассказала заведующая районного отдела образования и молодежной политики Е.А. Терешкина. Сегодня в сокращенном варианте печатается ее доклад

В 2012 году произошли позитивные изменения по улучшению материально-технической базы общеобразовательных учреждений. На  проведение капитального ремонта  школ и детских садов  направлена солидная сумма денег: по программе комплексной компактной застройки из республиканского бюджета выделено 3583,3 тыс. руб., такая же сумма определена  районным бюджетом для софинансирования 5 объектов образования. По  проекту модернизации  общего образования определены две школы, из республиканского бюджета выделено 2356,6 тыс. руб. и 25%  местного бюджета (589,1 тыс. руб.).  На проведение мероприятий по созданию базового образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования, обеспечивающего совместное обучение детей инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, выделено 2 747,6 тыс. руб. Базовой школой  района по программе "Доступная среда" определена  Порецкая средняя школа.

В ходе подготовки к новому учебному году проведены следующие ремонтные работы: замена совмещенной кровли на чердачную в Кудеихинской и Октябрьской школах, в Кудеихинском детском саду "Рябинка"; капитальный ремонт мягкой кровли  в спортивном зале Анастасовской  и Напольновской СОШ; в Ряпинской ООШ, которая признана аварийной, отремонтирована стена здания; в Напольновской СОШ произведены работы по реконструкции канализации, водопровода и теплых туалетов; утеплен фасад детского сада "Сказка".

В рамках комплекса мер по модернизации общего образования для обновления материально- технической  базы школ планируется оснащение современным компьютерным, учебно-лабораторным, учебно-производственным оборудованием кабинетов музыки (уже поступили диски), изобразительного искусства, технологии, ОБЖ, а также инженерных классов. Ресурсным центром определена Порецкая СОШ. Все  школы района приобрели спортивное оборудование на общую сумму около 500 тыс. рублей, еще централизованно  будет закуплено для района 93 пары лыжных комплектов. По модернизации школьных столовых технологическое оборудование будет поставлено в Напольновскую СОШ.

В соответствии с новыми образовательными стандартами пополняется книжный фонд школьных библиотек. В настоящее время   учащиеся 1-2 классов полностью обеспечены   бесплатными учебниками. Обеспеченность учащихся 3-4 классов составляет 70 %. Также бесплатные учебники поступили детям из малообеспеченных семей согласно заявкам школ.

В рамках модернизации парка школьных автобусов в 2012 году поступило 2 автобуса марки ПАЗ в Кудеихинскую и Сыресинскую школы. Сегодня на  все школьные автобусы установлена система спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Сегодня актуальной проблемой является эффективность существующей системы развития одаренных детей и путей их решения. По данному вопросу мы неоднократно подвергались критике со стороны Министерства образования ЧР.   Ключевой фигурой развития талантливых детей и молодежи является высококвалифицированный "замотивированный на результат" педагог. А достойная и стимулирующая качественную работу зарплата педагогов является одним из главных факторов в повышении качества образования.

Начиная с 2011 года в рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики, была проведена работа по доведению средней заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике в регионе.   Повышение заработной платы учителей повлекло за собой увеличение оплаты труда других категорий работников: воспитателей и педагогических работников учреждений дошкольного и дополнительного образования. В нашем районе средняя зарплата учителей составляет 13788 рублей. Но  она по-разному распределена по школам. Здесь существует несколько факторов: нагрузка учителей, а она должна быть в среднем 22 часа, соотношение педагогического персонала и других работников и т.д.  Реальной финансовой формой мотивации учителей, наиболее успешно работающих с одаренными детьми и молодежью,  является система стимулирующих выплат.

Если с зарплатой (в среднем) выходим на республиканский уровень, то система  стимулирующих выплат выше среднереспубликанской и составляет 36%.  Министр образования и молодежной политики республики Владимир Иванов справедливо сказал на августовской конференции, что нужна другая система показателей для распределения стимулирующих выплат, которая будет еще четче взаимосвязана с результатами: "Достойная заработная плата педагогов является одним из механизмов повышения качества образования. Однако некоторые факты говорят и о том, что взаимосвязь зарплаты и результатов не совсем прямолинейна. На результат влияет и множество других факторов. Например, в Порецком районе доля стимулирующей части составляет 36 процентов, а эффективность участия в олимпиадах - "ноль".

  Для развития педагогов новой формации необходимо стимулировать их творческую активность через вооружение современными технологиями обучения. Для обеспечения качества образования педагоги школ района постоянно повышают уровень профессионального мастерства и проходят курсы повышения квалификации. В течение учебного года курсы повышения квалификации прошли 44 педагога. Сейчас планируют их пройти еще 50 педагогов.

 Серьезной проблемой для малокомплектных школ района стало осуществление педагогической деятельности учителями, не имеющими подготовки по соответствующей специальности, что является одним из существенных "тормозов" для повышения качества образования. В течение двух ближайших лет нам необходимо полностью решить проблему "неспециалистов". В школах должны работать подготовленные учителя, имеющие соответствующую специальность. Активно в этом направлении работают педагоги Кудеихинской, Анастасовской школ. Остальные упорно выискивают причины непрохождения переподготовки. Администрациям школ надо усилить работу в этом направлении. 

Вместе с тем педагоги района повышают свое педагогическое мастерство, участвуя  в конкурсах, направленных на поддержку и распространение передового педагогического опыта. Традиционно проводятся конкурсы профессионального мастерства "Учитель года", "Воспитатель года", "Самый классный классный". Победителями этих конкурсов соответственно стали учитель математики Порецкой СОШ Людмила Гусева, воспитатель Порецкого детского сада "Колокольчик" Марина Альмикова, классный руководитель 11 класса Порецкой СОШ Марина Архипова.

Учителя русского языка и литературы приняли активное участие в республиканском фестивале учителей русского языка и литературы "Открытый урок". М.В. Архипова, Т.А. Вилкова (Порецкая СОШ), Н.С. Жегалина (Кудеихинская СОШ) - победители фестиваля в различных номинациях. Учителя химии О.Ф. Бердникова (Порецкая СОШ) и Н.В.Петрова (Напольновская СОШ) - призеры республиканского фестиваля учителей химии "Открытый урок химии".

Значительным событием для района в текущем учебном году явился республиканский фестиваль учителей физики и математики, проходивший на базе всех средних школ района с 16 по 18 марта. Среди награжденных многие наши учителя: дипломами победителя в номинациях награждены Л.Л. Гусева, Е.Н. Колчанова, Г.А. Косов, Н.А. Калягина, С.А. Красикова, В.Н. Суханкина, О.Ю. Аверьянова, Л.М. Глухова (Порецкая СОШ), В.В. Наумова (Мишуковская ООШ), М.Н. Чулкова (Октябрьская ООШ), Т.Н. Глебочева (Семеновская СОШ), С.А. Володяшкина, Г.В. Агафонова (Напольновская СОШ). Лауреатами конкурса признаны Е.Н. Виняева, учитель математики Порецкой СОШ и О.Ф. Бердникова учитель химии Порецкой СОШ, показавшие интегрированный урок. В общероссийском конкурсе, посвященном творчеству Ф.М. Достоевского,  учитель русского языка и литературы Кудеихинской СОШ Н.С. Жегалина награждена дипломом финалиста в номинации "Литературоведы и писатели  - в школе".

Раннюю поддержку одаренности следует начинать с дошкольного позраста. Воспитание и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях  осуществляют 34 педагога.   Дошкольным образованием охвачено 469 детей в возрасте с 1 года до 6,5 лет - 61,7%. Порецкие детские сады "Сказка", "Колокольчик" приняли участие в нескольких республиканских конкурсах. К сожалению, не удалось завоевать призовых мест. Конечно, результаты сразу не приходят, необходимо систематически, углубленно заниматься со способными детьми,  начиная с младшего возраста. Успешное участие в предметных чемпионатах, интеллектуальных играх, дистанционных олимпиадах, научных конференциях, всероссийских конкурсах ведет к результатам в предметных олимпиадах.

В районе есть возможность для развития талантов детей. Детская школа искусств представляет услуги дополнительного образования разного направления. В районных и республиканских конкурсах, праздниках, фестивалях активное участие принимают воспитанники художественного отделения ДШИ (рук. Е.А. Прохорова), на музыкальном отделении инновационным, творческим подходом к работе отличается преподаватель Кудеихинского филиала М.Н. Короткова.

Для системы дополнительного образвания детей поставлена стратегическая задача - увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов. Причем 50 процентов из них должны обучаться за счет федерального бюджета. Надеемся, что для решения этой задачи принципиально изменится законодательство на российском уровне: произойдет передача полномочий по предоставлению дополнительного образования детям с муниципального на региональный уровень.

Должное внимание уделяется развитию детского спорта. В  районе функционирует муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "ДЮСШ "Дельфин" (МАОУДОД "ДЮСШ "Дельфин"), где  обучаются более 250 воспитанников в секциях плавания, вольной борьбы, футбола, волейбола, лёгкой атлетики, стрельбы из лука, гиревого и конного спорта. Физическая культура в школе - это не только развитие спортивных талантов, но и прежде всего сохранение и укрепление здоровья школьников. Дети должны любить уроки физкультуры, идти на них с удовольствием и с большим желанием. Успешно в рамках третьего часа физкультуры реализовывались республиканские проекты "Танцующая школа", "Я умею плавать". Команда Порецкой СОШ заняла первое место  в республиканском смотре - конкурсе на лучшую организацию работы по плаванию в рамках проекта "Я умею плавать". 

Всероссийская олимпиада школьников - главное событие интеллектуальной жизни высокомотивированных учащихся, а также внешний индикатор качества образования. В 2011-2012 учебном году в школьном этапе олимпиады приняли участие 838 обучающихся 5-11 классов по 20 предметам. В районном этапе Олимпиады приняли участие 188 учащихся из 9 школ района по 20 предметам, из которых 60 стали победителями и призерами (из Анастасовской, Кудеихинской, Напольновской, Порецкой, Ряпинской, Семеновской школ). Популярной формой для сельских школьников стали очно-заочные школы, созданные на базе учреждений дополнительного образования. В 2011-2012 г.г. одаренные дети школ Порецкого района посещали очно-заочную школу для одаренных детей "Эткер" в г.Чебоксары.

Наиболее полно работа с одаренными школьниками проводится в рамках профильного обучения. Все понимают, что главным результатом работы с одаренными детьми является  выпускник. Если сумеем довести талантливого школьника до получения хорошей профессии, то сработали на хороший результат. В целях обеспечения максимально возможных условий подготовки к сдаче ЕГЭ и ГИА организовано предпрофильное обучение во всех 9 классах. Им охвачены 100% учащихся 10-11 классов. Оно организовано по принципу внутришкольной профилизации.

Средний балл ЕГЭ выпускников в 2012  году по русскому языку составил 67,17 балла (по республике 65,31), по математике - 61,9 балла (по республике 49,65). Доля выпускников, успешно сдавших математику, историю, информатику, физику, географию, литературу, английский язык, составила 100 процентов.   Четыре выпускника из Порецкой и Напольновской школ не прошли порог по 3 профильным предметам (биологии, химии, обществознанию). Самые низкие среднерайонные баллы выпускники набрали по английскому языку, информатике, географии. Самые высокие баллы по профильным предметам имеют учащиеся Порецкой школы (литература - 87 баллов, история - 84, биология - 86).

По предварительным данным, в 2012 году в вузы поступили 64% выпускников (в 2011 г. 72,4 %), в том числе 70% на бюджетные места (в прошлом году 54,3%), 38% выпускников продолжат обучение за пределами республики, еще 30% - в техникумах и 4%  в профтехучилищах. 

В новом учебном году необходимо всем учителям, работающим в 11 классах и выбирающим вместе с учениками и родителями предметы для ЕГЭ, провести очень серьезный анализ возможностей детей, их уровень подготовки. Если нет соответствующей подготовки, а выпускнику предмет крайне необходим , следует организовать грамотную поэтапную подготовку. Нужно отметить, что в  Порецком районе только  один ученик   выбрал иностранный язык. А в рамках новых стандартов в старшем звене, который принят 17 мая 2012 года, третьим обязательным экзаменом в форме ЕГЭ для всех выпускников средних школ становится иностранный язык. В этом направлении всем школам предстоит в корне пересмотреть отношение к преподаванию иностранных языков.  

Хорошо отлажена система работы с одаренными детьми в Порецком детском доме, где отношения детей и взрослых строятся на любви и понимании, доверительном отношении. На фоне невысоких успехов в учебе умелые педагоги замечают проявление особых талантов у детей в области спорта и в художественном творчестве.

В рамках реализации  программы "Молодежь Порецкого района" проводятся многочисленные конкурсы, олимпиады, интеллектуальные игры, спортивные соревнования. На протяжении нескольких лет лучшим ученикам района назначаются ежемесячно стипендии администрации Порецкого района. В 2011 году ее получали 22 учащихся, с 1 сентября 2012 года она назначена 25 учащимся. В сентябре будет готовиться материал на стипендию Главы Чувашии за 2012 год.

Какие актуальные задачи поставлены в новом 2012-2013 учебном году на всех уровнях образования?

В дошкольном образовании - 100 процентный охват детей  старше 3 лет системой дошкольного образования разными формами; повышение образовательного уровня воспитателей и внедрение в каждом в детском саду программ работы с одаренными детьми; доведение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования.

В школьном образовании - доведение средней заработной платы педагогических работников до средней зарплаты в экономике республики, утверждение  новых показателей для распределения стимулирующей части, повышение эффективности работы с одаренными детьми (каждый школьник, имеющий способности, должен иметь индивидуальную программу сопровождения), повышение качества профильного обучения, освоение образовательного стандарта на минимальном уровне, т.е. предметы на ЕГЭ без двоек - обязательная задача для каждой школы.

В дополнительном образовании - передача субъектам полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, вооружение педагогов дополнительного образования необходимым инструментарием и образовательными технологиями для работы с одаренными детьми.



"Порецкие вести"
01 сентября 2012
00:00
Поделиться