Реформа ЖКХ: опыт, дела, проблемы
Более шести лет в стране идет реформа жилищно-коммунального хозяйства. За этот период принято немало различных программ, направленных на улучшение деятельности этой отрасли, на снижение затрат по предоставляемым коммунальным услугам их потребителям. Со стороны государства выделяются огромные инвестиции на капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся как в муниципальной, так и частной собственности, т.е. приватизированных.
Финансируя затраты на капитальный ремонт жилого фонда, государство потребовало от жильцов этих домов создать так называемые управляющие компании или ТСЖ, которые обязаны по договорам обслуживать их в части предоставления различных услуг. Так, основными услугами этих организаций по нашему району являются: обеспечение жильцов тепловой и электроэнергией, водоснабжение и водоотвод, текущий и капитальный ремонт, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов и другое. Ранее все эти услуги для жителей многоквартирных домов предоставлялись единой коммунальной службой района. В настоящее время в райцентре, кроме МУП ОП ЖКХ, образовались еще ООО УК "Порецкая" и четыре товарищества собственников жилья (ТСЖ): "Вера", "Надежда", "Факел" и "Дом". Переданы в аренду сооружения и нежилые помещения муниципальной собственности вновь образованным ООО "Водоканал" и ООО "Котельные тепловые сети". Функции коммунальщиков ограничились предоставлением услуг бани, гостиницы, вывозом твердых и жидких бытовых отходов.
Все эти структуры являются организациями жилищно-коммунального комплекса района. Если здания, сооружения, газовые котельные и другое оборудование теплосетей эксплуатируются сравнительно недавно и не требуют больших капитальных вложений, то по водоканалу сложилось критическое положение.
Подземные трассы водоснабжения протяженностью
Аналогичное положение с коллектором очистных сооружений протяженностью около
При организации этих ООО, УК и ТСЖ преследовалась цель создания рынка и конкуренции в сфере предоставления услуг ЖКХ. Через созданные структуры на общих собраниях жильцов заключаются договоры на обслуживание, которые ежегодно корректируются по части утверждения новых тарифов, пересматриваемых в зависимости от их изменения по стране или региону всегда в сторону роста. На содержание этих структур, соответственно, требуются дополнительные расходы, так как они имеют свои штаты работников, арендуются помещения и автотранспорт, в некоторых случаях для выполнения отдельных работ привлекаются специалисты, не состоящие в основном штате. Например, созданная и официально зарегистрированная в феврале 2009 года ООО УК "Порецкая" предоставляет свои услуги 28 многоквартирным домам в райцентре с количеством квартир от 2-х до 45-ти общей площадью 24 тысячи
Но это еще не все. Так, управляющая компания за несвоевременные расчеты за предоставленные тепловую энергию, воду, водоотвод и др. услуги в дома жителей в прошлом году по судебным искам уплатила многотысячные недоимки и госпошлину.
Дирекция управляющей компании за эти непроизводственные расходы, т.е. штрафы, винит нерадивых потребителей, которые своевременно не рассчитываются за предоставляемые коммунальные услуги. На начало этого года по 28 обслуживающим домам накопилось долгов около одного миллиона трехсот тысяч рублей. Долги имеют до тридцати владельцев квартир, у некоторых их накопилось более пятидесяти тысяч. Большие штрафные санкции по решению суда, огромные долги ряда жильцов за предоставленные услуги заставили дирекцию управляющей компании принимать свои радикальные меры к должникам. В настоящее время подано несколько исков в суд на принудительное взыскание недоимок с нерадивых жильцов. Четыре иска на данный момент удовлетворено, в ближайшее время предстоит рассмотреть еще три. Подготовка исков на должников для передачи их в суд - дело весьма хлопотное и затратное. Но если своевременно долги взыскивать, да еще на этих должников обратить все судебные издержки, все давно бы поняли, что "халява" - удовольствие дорогое. Еще эффективнее, когда таких должников вообще отключают от всех коммунальных удобств, предоставляемых различными службами. Таких крайних случаев в нашем районе пока не было, но во многих регионах они практикуются повсеместно. Результаты вполне эффективные.
Управляющая компания "Порецкая", принявшая функции государства в части предоставления коммунальных услуг населению, еще молодая. Ее директор А. Стексов - человек энергичный, старается максимально выполнять договорные обязательства. К сожалению, это не всегда удается в полной мере, так как проблем много. В настоящее время есть возможность через Фонд содействия реформированию ЖКХ финансирования из федерального, республиканского и местного бюджетов выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирных домов. Необходимо заменить кровлю, отопление и другие коммуникации в десяти таких домах. На данный момент смогли капитально отремонтировать только в шести. Много разногласий возникает при установлении и утверждении тарифов на предоставляемые коммунальные услуги. Как известно, они утверждаются на общих собраниях жильцов, но, к сожалению, не все они хотят участвовать на этих довольно важных мероприятиях, а потом выражают свои недовольства высокими ценами. Понять возмущения дороговизной услуг можно многих, так как доходы у всех разные, а цены одинаковые для всех. Частично есть выход и из этого положения: опять же на общих собраниях принять единогласное решение по переходу на индивидуальное отопление.
При условии активности и организованности всех жильцов многоквартирных домов многие вопросы качественного обслуживания, предоставления всех необходимых услуг, недопущения чрезмерного расхода энергоносителей вполне разрешимы.
С такими реформами коммунальной службы района, как передача многих функций по предоставлению услуг отдельным ООО, УК и ТСЖ, не согласен директор МУП ОП ЖКХ В. Сорокин. Его мнение остается твердым: нет необходимости дробления такой важной структуры в жизнеобеспечении населения на отдельные мелкие организации, не имеющие опыта работы в коммунальной сфере, соответствующей базы, специалистов. Коммунальное хозяйство складывалось десятилетиями, набирало опыта, в его руках концентрировались большие материальные средства. Одна из важнейших хозяйственных структур по жизнеобеспечению населения, предприятий, организаций и учреждений должна находиться в одних руках, а не распыляться по частям.