Над проблемой коррупции надо работать сообща
Интервью с министром юстиции Чувашской Республики Надеждой Прокопьевой
- Надежда Викторовна, противодействовать коррупции в современных условиях, когда на помощь недобросовестным людям приходит техника, современные технологии, очень сложно. Что является основным стержнем этой политики в Чувашии?
- В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев отметил: "Нашей принципиальной задачей остаётся борьба с коррупцией. Считаю, что мы должны самым внимательным образом анализировать исполнение уже принятых решений и двигаться дальше". Позиция Президента Чувашской Республики по данному вопросу тоже жесткая. В Посланиях Государственному Совету Чувашской Республики "В молодежь надо верить!" и "Все для человека и во имя человека" Президент отметил, что "чиновник, приватизирующий государственные полномочия в угоду собственному карману, должен быть не просто наказан по закону, он должен быть подвергнут публичному позору", а также, что "борьба с коррупцией остается нашей принципиальной и главной задачей. В этой связи обращаю внимание на необходимость неукоснительного соблюдения законов чиновниками всех уровней власти".
Не бывает абстрактной борьбы с коррупцией и над проблемой надо работать сообща, т.е. требуется целенаправленная деятельность всех структур власти: законодательной, исполнительной, судебной, а главное поддержка и содействие со стороны наших граждан. Этому должна способствовать и созданная республике Общественная палата Чувашской Республики.
- Нередко говорят о том, что распространению коррупции способствует несовершенство законодательства. Как Вы видите работу по данному направлению?
- В какой-то степени об этом можно говорить, но только в части несовершенства тех или иных нормативных правовых актов, но не законодательства в целом.
К тому же в Чувашской Республике проводится антикоррупционная экспертиза как разрабатываемых, так и принятых нормативных правовых актов Чувашской Республики. Данная экспертиза проводится всеми органами исполнительной власти Чувашской Республики как непосредственными разработчиками проектов, так и Министерством юстиции Чувашской Республики, также органами прокуратуры и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике.
Другой немаловажной задачей для нас является также то, чтобы не только принять законы и иные нормативные правовые акты, совершенные с точки зрения юридической техники и содержания, - важно добиться их безусловного исполнения. То есть возникает вопрос их правоприменения. А закон в первую очередь должен исполняться. Даже самые совершенные законы, если они не будут исполняться и работать - не дадут должного результата.
Еще одна сторона правоприменения закона - своевременное принятие подзаконных нормативных правовых актов, чтобы у нас не возникало каких-то пробелов, противоречий, взаимоисключающих норм или такой ситуации, когда закон принят, а без подзаконных актов его нормы не применяются.
Полагаю, что здесь весьма эффективным механизмом может стать антикоррупционный мониторинг нормативных правовых актов Чувашской Республики и муниципальных правовых актов, который будет осуществляться в рамках мониторинга правоприменения.
В настоящее время Минюстом Чувашии разрабатывается проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики по проведению мониторинга правоприменения.
- А власть интересуется мнением граждан по вопросам коррупции?
- Безусловно. Более того, мнение граждан должно быть определяющим в работе органов власти по противодействию коррупции. С этой целью Минюстом Чувашии изучается общественное мнение, проводятся ежегодно социологические исследования, итоги которых показывают, что в целом, пусть и не так быстро, но люди осознают, что коррупция разлагает общество. Наибольшее неприятие коррупции демонстрирует старшее поколение, особенно пенсионного возраста. Во многом это связано с сохранением старых ценностных отношений к социальным нормам и с невысоким материальным положением этой категории граждан. Отношение к коррупции как к части нашей жизни более ярко проявляется у работающих граждан, причем статистика трех лет показывает, что более высокие по социальному статусу граждане терпимее относятся к коррупции, то есть можно сказать, что коррупция является привилегией материально обеспеченных слоев населения. Чем выше уровень материального положения, тем выше уровень терпимости и, следовательно, вероятности реализации коррупционного поведения.
- Какая работа проводится в органах государственной власти Чувашской Республики по противодействию коррупции?
- Самая различная. Органы государственной власти - это и Правительство Чувашской Республики, Государственный Совет Чувашской Республики, Контрольно-счетная палата Чувашской Республики и министерства, госкомитеты. Кабинет Министров Чувашской Республики рассматривает на своих заседаниях проекты нормативно-правовых актов, а Государственный Совет Чувашской Республики принимает законы, в том числе в сфере противодействия коррупции.
Хочу отметить, что Чувашская Республика находится на первом месте в Приволжском федеральном округе по числу нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции. Поэтому законодательная и нормативная база для борьбы с коррупцией создана достаточная, надо только эффективно работать и применять созданную нормативно-правовую базу.
Контрольно-счетная палата Чувашской Республики - это тот орган, который непосредственно призван проверять расходование государственных средств, в данном случае средств республиканского бюджета, их целевое и эффективное использование.
Если взять органы государственной власти Чувашской Республики в целом, то все они проводят антикоррупционную экспертизу разработанных и принятых ими нормативных правовых актов, также в них образованы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержден их состав и порядок работы, утверждены перечни конкретных должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Чувашской Республики представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В республике в целях совершенствования системы противодействия коррупции и устранения причин, ее порождающих, создан Координационный совет по противодействию коррупции при Президенте Чувашской Республики. Этой же задаче служит и Координационное совещание при Президенте Чувашской Республики по обеспечению правопорядка в Чувашской Республике.
- Вы можете привести конкретные примеры, связанные с фактами коррупции должностных лиц?
- За 10 месяцев правоохранительными органами в суд направлено 109 уголовных дел, из них в отношении 35 лиц - по фактам мошенничества, на 32 лиц - за присвоение или растрату, на 17 лиц - за злоупотребление и превышение должностными полномочиями, на 14 лиц - за получение взятки, на 18 лиц - за дачу взятки. В ходе проверок прокуратурой Чувашской Республики в сфере соблюдения законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе, противодействии коррупции за 9 месяцев текущего года выявлено 2294 нарушений закона. С целью устранения выявленных нарушений работниками прокуратуры внесено 741 представление об устранении нарушения, по результатам рассмотрения которых, к дисциплинарной ответственности было привлечено 624 должностных лица, к административной ответственности привлечены 94 лица, направлено в суд 210 заявлений по вопросам противодействия коррупции.
- Достаточно ли проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и надо ли принимать новые меры по противодействию коррупции?
- Конечно же, недостаточно. Наряду со всеми предпринимаемыми мерами считаю, что в первую очередь надо всем нам сообща воспитывать и прививать детям с раннего возраста нетерпимость к такому явлению, начиная с садика, со школы, а также создавать такие условия для взяточника, коррупционера, чтобы он в результате терял все: работу, имущество, уважение, а получал - осуждение в обществе (со стороны коллег, соседей, друзей) и наказание по закону.
Важным представляется дальнейшее развитие информационной открытости, закрепление достигнутой стабильности государственной гражданской и муниципальной службы и повышение авторитета государственной службы, с тем, чтобы боялись потерять должность государственной службы и дорожили ей.