Образование района в условиях обновления законодательства
Традиционная августовская конференция, на которой обычно анализируются итоги прошлого учебного года и определяются направления развития, в этом году она была посвящена обсуждению проекта закона "Об образовании в Российской Федерации". С момента принятия федерального закона "Об образовании" прошло почти 20 лет. Сегодня система образования значительно модернизирована, в закон "Об образовании" за последние 5 лет внесено более 40 поправок. Системное же оформление новаций было предложено в виде законопроекта, интегрирующего образование всех уровней, от дошкольного до высшего. Задача образовательного законодательства - сформулировать нормы и правила, предоставить каждому гражданину в любом возрасте возможности для образования и профессионального роста.
Дошкольное образоваие – первая ступень
В районе функционируют три детских сада и 8 дошкольных групп при школах, в которых на 1 сентября
Сохраняется в новом законе норма о компенсации родительской платы. Родители 387 детей (99%), посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, получают компенсацию части родительской платы, 27 детей (6,5 %) - получают 50 % льготу по родительской плате (дети из многодетных семей).
Родительская плата за услуги детского сада оставалась в течение года на социально приемлемом уровне и составляет от 300 до 450 руб. в месяц в зависимости от стоимости содержания ребенка в конкретном дошкольном учреждении. Воспитание и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях осуществляют 38 педагогических работников, из них 30 (79 %) - воспитатели. Большая часть воспитателей (51,3 %) имеют высшее педагогическое образование.
Новый законопроект предполагает изменение механизма финансирования дошкольного образования путем предоставления целевых субвенций муниципалитетам из республиканского бюджета. К сожалению, в
Главная задача на новый учебный год - обеспечение детей дошкольного возраста местами в детских садах в соответствии с запросами родителей, увеличение доли охвата детей в возрасте от 1 года до 7 лет дошкольным образованием (в послании Президента Чувашии на
Кардинальные изменения в школьном образовании связаны с поэтапным переходом всех ступеней общего образования на новые ФГОС. Для эффективной реализации нового стандарта в системе начального общего образования в районе созданы необходимые условия: обновлена учебно-материальная база (все младшие школьники обеспечены регулируемой ростовой мебелью, имеется современное оборудование, дидактические материалы). Большая подготовительная работа по введению ФГОС проведена в 2010-2011 учебном году. В школах разработаны образовательные программы для начальной школы, все учителя прошли курсы повышения квалификации по стандартам.
Рзультаты ЕГЭ и поступление в вузы - не главный показатель
Новый законопроект призван решить не только проблемы образования, но и в целом стать основой развития человеческого потенциала. Формирование творческой среды, развивающей способности каждого ребенка, стимулирующей и выявляющей достижения одаренных ребят, являлось основополагающим направлением деятельности ОУ в последние годы. Отдел образования целенаправленно работал с учителями и детьми по подготовке к предметным олимпиадам. Впервые в прошлом году для наших учителей были организованы семинары на базе ЧГУ, 20 учителей прошли курсы повышения квалификации в ЧРИО по подготовке к предметным олимпиадам, 8 учащихся прошли подготовку в республиканской "Олимпийской школе", где занятия вели преподаватели вузов.
Директора школ выезжали на обучающий семинар в Красночетайскую СОШ, где сложилась система подготовки одаренных детей и добиваются неплохих результатов на олимпиадах, учителя начальных классов выезжали в гимназию №
Основным показателем эффективности деятельности ОУ являются результаты ЕГЭ. Статистика ЕГЭ - 2011 позволяет определить лидеров и отстающих среди средних школ района. Средний балл ЕГЭ выпускников в 2011 году по русскому языку составил 67,55 балла (по республике 63,9), по математике - 62,57 балла (по республике 54,0). Доля выпускников, успешно сдавших оба обязательных экзамена, составила 100 процентов, профильные экзамены сдавали 82,9 %.
Результаты профильных экзаменов остаются низкими. Если результат ЕГЭ по истории, который сдавали 21 выпускник (20 %) выше среднереспубликанского и составляет 67,53 (по республике 58,6), то по информатике (4,1% выпускников) средний балл составляет 59,25 (по республике 61,0), по биологии (20,6 % учащихся) - 51,35 (по республике 57,4), физике, которую сдавали 26,8 % учащихся, - 53,68 (по республике 56,9), обществознанию (46,3 % выпускников) - 53,26 (по республике 58,3).
Резко снижают средний балл профильных экзаменов провалы учащихся, не набравших минимальное количество баллов. Не преодолели в
Профильное обучение нацелено на профессиональное самоопределение выпускников. По предварительным данным, в 2011 году в вузы поступили 69 % выпускников (в
Учитель и его социальный статус
Получение качественного образования главным образом зависит от творческого потенциала учителя, его способности адаптироваться в современной конкурентной образовательной среде. Уровень квалификации учителей района из года в год растет: 15,5 % учителей имеют высшую категорию (
Социальный статус учителя во многом определяется уровнем его заработной платы. Однако в 2011 году произошло снижение уровня средней заработной платы на 5 %, за январь - июнь средняя зарплата учителя составила 10 095 руб. (в
Законопроект, защищая права учителей и сохраняя социальные гарантии, в то же время ужесточает требования к качеству образования. В законопроект введена статья о возмещении ущерба, причиненного некачественным образованием.
Дополнительное образование и творчество учащихся
В решении задач социализации школьника, развития его творческого потенциала важную роль играют учреждения дополнительного образования. В настоящее время в районе дополнительное образование детей реализуют два учреждения- ДЮСШ "Дельфин" и "Порецкая детская школа искусств", в которых занимаются 289 учащихся, а также кружки и спортивные секции школ, где занимаются 700 детей. Таким образом, дополнительным образованием охвачено более 70 % от общего количества обучающихся.
Новый учебный год спортивная школа начинает в статусе автономного учреждения, а главное, на баланс ДЮСШ администрация района передала здание ФСК. Объединение кадровых и материальных ресурсов ДЮСШ и ФСК "Дельфин" должно положительно отразиться на спортивных результатах ДЮСШ. На работу ДЮСШ выделены дополнительные средства, увеличен тренерский состав, в ДЮСШ сформирован 20 %- ый стимулирующий фонд оплаты труда. В новом учебном году в ДЮСШ будут скомплектованы секции не по 4, а по 8 видам спорта.
Серьезное внимание в школах района уделяется созданию условий для сохранения и развития здоровья школьников. В 5 - 11 классах не первый год преподается 3 часа занятий физической культурой в неделю. В новом учебном году в связи с увеличением на 1 час предельной учебной нагрузки по новым нормам СанПина, в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ, три часа физкультуры вводятся с 1 по 11 класс. Дополнительный урок физкультуры рекомендуется направить на обучение плаванию, занятия ритмикой, танцами. Заслуживает одобрения опыт Порецкой СОШ по организации уроков плавания для всех учащихся, с 2 по 11 класс, а также Детского дома, который эффективно использует возможности ФСК, конного отделения спортивной школы для массового вовлечения детей в занятия спортом. Детская школа искусств в канун учебного года также преобразована в автономное учреждение. В ДШИ сегодня работают 8 педагогов, только двое из них имеют высшее образование, на первую или высшую квалификационную категорию не подал ни один преподаватель. В районных и республиканских конкурсах, праздниках, фестивалях активное участие принимают воспитанники художественного отделения ДШИ. К сожалению, финансовое обеспечение не мотивирует преподавателей к внеурочной деятельности.
Достойно представляют себя на республиканских конкурсах и соревнованиях воспитанники Порецкого детского дома им. И.Н. Ульянова, где трудятся 18 педагогических работников, 57 % которых имеют высшую и первую категорию.
По итогам республиканской Спартакиады среди воспитанников детских домов и школ - интернатов Порецкий детский дом занял второе место. Танцевальная группа Детского дома награждена Дипломом 1 степени в республиканском конкурсе художественного творчества "Созвездие" в номинации "Хореография".
Летний отдых и его организация
Приоритетным направлением в деятельности администрации района является работа по организации летнего отдыха и занятости детей и подростков. В этом году на летний отдых местным бюджетом выделялось 900 тыс. руб., отдыхом в пришкольных лагерях в 1-ю и 3-ю смену было охвачено 270 человек. В загородных оздоровительных лагерях отдохнули 75 учащихся школ района по путевкам, закупленным отделом образования, 87 учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, по путевкам отдела соцзащиты. В целом организованным летним отдыхом было охвачено - 560 школьников, т.е. 45 %. (в
Эффективная экономика образования - основа его модернизации
Три механизма, предусматриваемые новым законопроектом, - нормативно-подушевое финансирование, равный доступ к бюджетным ресурсам на образование учреждениям государственного и негосударственного (частного) сектора и адресная поддержка программ развития образовательных учреждений - способствуют справедливому распределению средств, мотивируют образовательные учреждения на повышения качества образования.
Расходы на образование в районе ежегодно увеличиваются, На сегодняшний день они составляют 68,4 млн. руб. В
На 1 сентября в школах района будет обучаться 1214 учащихся (
Образование и общественность
В новых условиях предстоит решать задачу развития эффективной образовательной сети. В настоящее время сделаны существенные шаги на пути к обеспечению участия общественности в управлении образовательными учреждениями. Во всех школах и детских садах созданы управляющие, попечительские советы. Одной из форм работы ОУ с родителями, общественностью стали Дни общественной экспертизы, главная задача которых - повышение уровня информированности общественности района, родителей о модернизации образования, об использовании инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе. В новом законе предложено закрепить нормы, расширяющие о полномочия органов самоуправления образовательных учреждений. В законопроекте предложены такие полномочия органов самоуправления ОУ, как согласование некоторых локальных актов образовательных учреждений.
Г. Малофеева,
начальник РОО.