Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Образование района в условиях обновления законодательства

Традиционная августовская конференция, на которой обычно анализируются итоги прошлого учебного года и определяются направления развития, в этом году она была посвящена обсуждению проекта закона "Об образовании в Российской Федерации". С момента принятия федерального закона "Об образовании" прошло почти 20 лет. Сегодня система образования значительно модернизирована, в закон "Об образовании" за последние 5 лет внесено более 40 поправок. Системное же оформление новаций было предложено в виде законопроекта,  интегрирующего образование всех уровней, от дошкольного до высшего. Задача образовательного законодательства - сформулировать нормы и правила, предоставить каждому гражданину в любом возрасте возможности для образования и профессионального роста.

Дошкольное образоваие  – первая ступень

В районе функционируют три детских сада и 8 дошкольных групп при школах, в которых на 1 сентября 2011 г. будут воспитываться 456 детей. По сравнению с прошлым годом количество воспитанников ДОУ увеличится на 45 человек (10%), причем в детских садах райцентра - на 60 человек.  В настоящее время в очереди в детские сады райцентра зарегистрировано 57 детей, из которых 40 (70%) - в возрасте до 1,5 лет. Очередность, возникшую в с. Кудеиха в прошлом году, удалось ликвидировать за счет  открытия дополнительной группы в детском саду "Рябинка", с 1 октября планируется открыть дополнительную дошкольную группу в Напольновской СОШ, где неудовлетворенными на сегодняшний день остаются 20 заявлений.  По состоянию на 1 января 2011 года общая численность детей в возрасте от 1 года до 7 лет в районе  составляет 744 человека, что на 31 человек  больше по сравнению с предыдущим годом.  Охват дошкольным образованием  с открытием дополнительных мест по сравнению с прошлым годом  увеличится и составит на 1 сентября 61,2 % (2010 г.- 57,4%).

Сохраняется в новом законе норма о компенсации родительской платы. Родители 387 детей (99%), посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, получают компенсацию части родительской платы, 27 детей (6,5 %) - получают 50 % льготу по родительской плате (дети из многодетных семей).

Родительская плата за услуги детского сада оставалась в течение года на социально приемлемом уровне и составляет   от  300 до  450 руб. в месяц в  зависимости от стоимости содержания ребенка в конкретном дошкольном учреждении. Воспитание и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях осуществляют 38 педагогических работников, из них 30 (79 %) - воспитатели. Большая часть воспитателей (51,3 %) имеют высшее педагогическое образование.

Новый законопроект предполагает изменение механизма финансирования дошкольного образования путем предоставления целевых субвенций муниципалитетам из республиканского бюджета. К сожалению, в  2011 г. произошло снижение уровня заработной платы воспитателей ДОУ.   Средняя зарплата воспитателей составляет в настоящее время 6809 руб. ( в 2010 г. - 7974 руб.). Снижение связано с уменьшением стимулирующего фонда: если в 2010 г. он составлял 24%, то в 2011-м - всего 11 %. В настоящее время из республиканского бюджета поступило 129800 руб., которые с 1 сентября будут направлены на увеличение стимулирующего фонда ДОУ, что позволит увеличить стимулирующий фонд до 25 % и среднюю зарплату воспитателей до 8400 руб. (на 17,5 %).

Главная задача на новый учебный год - обеспечение детей дошкольного возраста местами в детских садах в соответствии с запросами родителей, увеличение доли охвата детей в возрасте от 1 года до 7 лет дошкольным образованием (в послании Президента Чувашии на 2011 г. этот плановый показатель составляет 85 %), увеличение уровня заработной платы воспитателей.

Кардинальные изменения в школьном образовании связаны с поэтапным переходом всех ступеней общего образования на новые ФГОС. Для эффективной реализации нового стандарта в системе начального общего образования в районе созданы необходимые условия: обновлена учебно-материальная база (все младшие школьники обеспечены регулируемой ростовой мебелью, имеется современное оборудование, дидактические материалы). Большая подготовительная работа по введению ФГОС проведена в 2010-2011 учебном году.  В школах разработаны образовательные программы для начальной школы, все учителя прошли курсы повышения квалификации по стандартам.

Рзультаты ЕГЭ и поступление в вузы - не главный показатель

Новый законопроект призван решить не только проблемы образования, но и в целом стать основой развития человеческого потенциала. Формирование творческой среды, развивающей способности каждого ребенка, стимулирующей и выявляющей достижения одаренных ребят, являлось основополагающим направлением деятельности ОУ в последние годы. Отдел образования целенаправленно работал с учителями и детьми по подготовке к предметным олимпиадам.  Впервые в прошлом году для наших учителей были организованы семинары на базе ЧГУ, 20 учителей прошли курсы повышения квалификации в ЧРИО по подготовке к предметным олимпиадам, 8 учащихся прошли подготовку в республиканской "Олимпийской школе", где занятия вели преподаватели вузов.

Директора школ выезжали на обучающий семинар в Красночетайскую СОШ, где сложилась система подготовки одаренных детей и добиваются неплохих результатов на олимпиадах, учителя начальных классов выезжали в гимназию № 4 г. Чебоксары. Однако побед и призовых мест на республиканских олимпиадах и интеллектуальных играх младших школьников мы не добились. 

Основным показателем эффективности деятельности ОУ являются результаты ЕГЭ. Статистика ЕГЭ - 2011 позволяет определить лидеров и отстающих среди средних школ района. Средний балл ЕГЭ выпускников в 2011  году по русскому языку составил 67,55  балла (по республике 63,9), по математике - 62,57 балла (по республике 54,0). Доля выпускников, успешно сдавших оба обязательных экзамена, составила 100 процентов, профильные экзамены сдавали 82,9  %.

 Результаты профильных экзаменов остаются низкими. Если результат ЕГЭ по истории, который сдавали 21 выпускник (20 %) выше среднереспубликанского и составляет 67,53 (по республике 58,6), то по информатике (4,1% выпускников) средний балл составляет 59,25 (по республике 61,0), по биологии  (20,6 % учащихся) - 51,35 (по республике 57,4), физике, которую сдавали 26,8 % учащихся, - 53,68 (по республике 56,9), обществознанию (46,3 % выпускников) - 53,26 (по республике 58,3). 

Резко снижают средний балл профильных экзаменов провалы учащихся, не набравших минимальное количество баллов. Не преодолели в 2011 г. минимальный порог  на ЕГЭ несколько учеников Порецкой школы: по химии- 1 ученик (27 баллов), по биологи-  2 ученика (30 баллов), по обществознанию- 4 (32 балла, 34 и двое по 37 баллов).  Низкий результат профильных экзаменов связан с недостатками в организации профильного обучения и профессиональной ориентации старшеклассников. 

Профильное обучение нацелено на профессиональное самоопределение выпускников. По предварительным данным, в 2011 году в вузы поступили 69 % выпускников (в 2010 г. 72,4 %), 24 % продолжат образование в техникумах, 2 % - в профтехучилищах, устроились на работу и служат в армии 5%. К сожалению  сохраняется тенденция к получению высшего образования, наши выпускники не ориентированы на рабочие профессии,  хотя рынком труда востребованы высококвалифицированные рабочие.

Учитель и его социальный статус

Получение качественного образования главным образом зависит от творческого потенциала учителя, его способности адаптироваться в современной конкурентной образовательной среде. Уровень квалификации учителей района из года в год растет: 15,5 % учителей имеют высшую категорию (2008 г. -5,5 %; 2010 г. - 9%), 64,4 % имеют первую категорию (2010г. - 47%).

Социальный статус учителя во многом определяется  уровнем его заработной платы. Однако в 2011 году произошло снижение уровня средней заработной платы на 5 %,  за январь - июнь средняя зарплата учителя составила 10 095 руб. (в 2010 г. - 10 580 руб.).  Если в 2010г. стимулирующий фонд в среднем по школам составлял  28 %, то в первом полугодии 2011 года - 19 %. С 1 июня 2011 г.  началось поэтапное повышение заработной платы, на 1 этапе (с 1 июня) повышение составило 6,5 % (ср. зарплата в июне 10 800 руб.). С 1 сентября фонд заработной платы увеличивается еще на 14,7 %. Эти средства будут направлены на увеличение стимулирующего фонда. Третье повышение зарплаты,   точнее, должностных окладов,  на 6,5 %   будет произведено с 1 октября. В целом, начиная с 1 июня в среднем заработная плата учителей в районе повысится на 30% и выйдет на средний уровень зарплаты в экономике Чувашской Республики (13 100 руб.).

Законопроект, защищая права учителей и сохраняя социальные гарантии, в то же время ужесточает  требования к качеству образования. В законопроект введена статья о возмещении ущерба, причиненного некачественным образованием.

Дополнительное образование и творчество  учащихся

В решении  задач    социализации школьника, развития его творческого потенциала важную роль играют учреждения  дополнительного образования. В настоящее время в районе дополнительное образование детей реализуют два учреждения- ДЮСШ "Дельфин" и "Порецкая детская школа искусств", в которых занимаются 289  учащихся, а также кружки и спортивные секции школ, где занимаются    700 детей.  Таким образом, дополнительным образованием охвачено более 70 % от общего количества обучающихся.

Новый учебный год спортивная школа начинает в статусе автономного учреждения, а главное, на баланс ДЮСШ администрация района передала здание ФСК. Объединение  кадровых и материальных ресурсов ДЮСШ и ФСК "Дельфин" должно положительно отразиться на спортивных результатах ДЮСШ. На работу ДЮСШ выделены дополнительные средства, увеличен тренерский состав,  в ДЮСШ сформирован 20 %- ый стимулирующий фонд оплаты труда. В новом учебном году в ДЮСШ будут скомплектованы секции не по 4, а  по 8 видам спорта. 

 Серьезное внимание в школах района уделяется созданию условий для сохранения и развития здоровья школьников. В 5 - 11 классах не первый год преподается 3 часа занятий физической культурой в неделю. В новом учебном году в связи с увеличением на 1 час предельной учебной нагрузки по новым нормам СанПина, в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ, три часа физкультуры вводятся с 1 по 11 класс. Дополнительный урок физкультуры рекомендуется направить на обучение плаванию,  занятия ритмикой, танцами. Заслуживает одобрения опыт Порецкой СОШ по организации уроков плавания для всех учащихся, с 2 по 11 класс, а также Детского дома, который эффективно использует возможности ФСК, конного отделения спортивной школы для массового вовлечения детей в занятия спортом. Детская школа искусств в канун учебного года также преобразована в автономное учреждение. В ДШИ сегодня работают 8 педагогов, только двое из них имеют высшее образование, на первую или высшую квалификационную категорию не подал ни один преподаватель. В районных и республиканских конкурсах, праздниках, фестивалях  активное участие принимают воспитанники художественного отделения ДШИ. К сожалению, финансовое обеспечение не мотивирует преподавателей к  внеурочной деятельности.

Достойно представляют себя на республиканских конкурсах и соревнованиях воспитанники Порецкого детского дома им. И.Н. Ульянова, где трудятся 18 педагогических работников, 57  % которых имеют высшую и первую категорию.

По итогам республиканской  Спартакиады   среди  воспитанников  детских   домов  и  школ - интернатов Порецкий детский дом занял второе место. Танцевальная группа Детского дома награждена  Дипломом  1  степени  в  республиканском  конкурсе  художественного  творчества  "Созвездие"   в  номинации  "Хореография".

Летний отдых и его организация

Приоритетным направлением в деятельности администрации района является работа по организации летнего отдыха и занятости детей и подростков. В этом году на летний отдых местным бюджетом выделялось 900 тыс. руб.,  отдыхом в пришкольных лагерях в 1-ю и 3-ю смену было охвачено 270 человек.  В загородных оздоровительных лагерях отдохнули 75 учащихся школ района по путевкам, закупленным отделом образования,  87  учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, по  путевкам отдела соцзащиты. В целом организованным летним отдыхом было охвачено - 560 школьников, т.е. 45 %. (в 2010 г. - 426  чел.,  35 %).

Эффективная  экономика образования -  основа его модернизации

Три механизма, предусматриваемые новым законопроектом, - нормативно-подушевое финансирование, равный доступ к бюджетным ресурсам на образование учреждениям государственного и негосударственного (частного) сектора и  адресная поддержка программ развития образовательных учреждений - способствуют справедливому распределению средств, мотивируют образовательные учреждения на повышения качества образования.

Расходы на образование в районе ежегодно увеличиваются, На сегодняшний день они составляют  68,4 млн. руб. В 2011 г. на капитальный ремонт Анастасовской СОШ и Порецкого детского сада "Колокольчик" выделено 4,4 млн. руб. Для организации подвоза детей к базовым школам в районе имеется 10 автобусов, что позволяет обеспечить перевозку 254 детей из 24 населенных пунктов. Однако, мы испытываем  острую потребность в обновлении транспортных средств, так как 60 % школьных автобусов, закупленных в 2002-2004 г., физически и морально устарели и не в полной мере соответствуют современным требованиям. В этом году Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики в рамках проекта модернизации общего образования закупает 34 автобуса, выделение 1 автобуса запланировано  нашему району. Глава райадминистрации Е. В. Лебедев добивается выделения второго автобуса.

На 1 сентября в школах района будет обучаться 1214 учащихся (2010 г. - 1252). Средняя наполняемость классов в районе на 1 сентября 2011 г. составит 14,0, что соответствует нормативу (2010 г. - 13,2). В июне 2010 г. в связи с малочисленностью учащихся реорганизованы из основных в начальные две школы района: Никулинская и Турдаковская. 

Образование  и общественность

В новых условиях предстоит решать задачу развития эффективной образовательной сети. В настоящее время сделаны существенные шаги на пути к обеспечению участия общественности в управлении образовательными учреждениями. Во всех школах и детских садах  созданы управляющие, попечительские советы. Одной из форм работы ОУ с родителями, общественностью стали Дни общественной экспертизы, главная задача которых - повышение уровня информированности общественности района, родителей о модернизации образования, об использовании инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе. В новом законе предложено закрепить нормы, расширяющие о полномочия органов самоуправления образовательных учреждений. В законопроекте предложены такие полномочия органов самоуправления ОУ, как согласование некоторых локальных актов образовательных учреждений.    

  Г. Малофеева,

 начальник РОО.

 



"Порецкие вести"
31 августа 2011
00:00
Поделиться