Детские сады станут сферой образования
На этой неделе в Порецком детском саду "Сказка" состоялось обсуждение проекта закона об образовании. Воспитателей и директоров дошкольных учреждений района в первую очередь волновало то, какие метаморфозы произойдут в детских садах.
В последний раз закон об образовании в нашей стране пересматривался двадцать лет назад. За это время в обществе произошли большие изменения и, естественным образом, назрела необходимость внести коррективы в столь важный документ.
В дискуссии, состоявшейся в детсаде, приняли участие около тридцати человек. С основными аспектами закона присутствующих ознакомила директор И. Захарова. Ирина Алексеевна в этой должности всего несколько месяцев. Но проблемы образования ей знакомы. Долгое время она была директором Козловской школы, завучем, имеет большой педагогический опыт.
Первое, на что следует обратить внимание в новом законопроекте – стопроцентный охват детей дошкольным образованием. Наряду с этим функции детских садов будут разделены на две: образовательно-воспитательную и присмотр – уход. То есть дети в старших группах должны будут получить определенный багаж знаний для начала успешной учебы в школе. Для чего планируется ввести государственный образовательный стандарт. Казалось бы, это облегчает работу воспитателя. Не нужно составлять свои программы или применять у детей одного возраста методики разных авторов. Но… государственный стандарт будет подвергаться проверке. Возникает вопрос: каким образом она будет проходить? "Ведь любая экзаменация может быть стрессом для ребенка, – говорит И. Захарова. – К тому же если в школе подростки ответственно относятся к посещению занятий, то в садик некоторые не ходят месяцами. Как быть с ребенком, который пропустил образовательную часть? Проводить индивидуальные занятия у воспитателей нет возможности. При том с сентября наполняемость в группах увеличится до тридцати человек".
Изменится и финансирование детских садов. Они будут иметь два лицевых счета. На один будут поступать деньги на образование и воспитание, на другой – целевые субсидии (на текущий и капитальный ремонт, приобретение оборудования, питание и т.д.). Зарплата воспитателей будет зависеть от многих показателей. Скажем, полуторагодовалым крохам образование нужно меньше, чем уход. А знания в соответствии с новым законом стоят дороже. Более ощутимые бюджетные инвестиции получат те дошкольные учреждения, где больше детей. Благосостояние воспитателей вырастет пропорционально их заслугам и стараниям, то есть будут учитываться всевозможные награды, участия в конкурсах и проектах.
Педагогов дошкольного образования волновали проблемы, которые станут наиболее выраженными после принятия нового закона об образовании. Необходимо усилить роль родителей в воспитании детей. Ввести контроль за посещением детского сада, особенно в старших группах, когда дети начинают усиленную подготовку к школе.
Ни для кого не секрет, что настоящей головной болью для руководителей детских садов и школ стали требования контролирующих органов. Ведь зачастую их предписания невозможно выполнить из-за недостатка средств. К примеру, где взять денег, чтобы установить тревожную кнопку стоимостью 80 тысяч рублей или обнести территорию детского сада двухметровым забором? Хочется, чтобы были предусмотрены в новом законе как требования, так и их финансирование.
Сейчас апробация закона проходит в некоторых регионах нашей страны. Уже скоро можно будет говорить о первых результатах. Мы же "игру" по новым правилам начнем в 2013 году. А пока есть время внести свои предложения и настроиться на работу в новом русле.