Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Жизнь, длиною в век

В эти дни отмечает 100-летний юбилей житель села Никулина Иван Петрович Белов. На сегодня никулинец является одним из старейших жителей района.

Вековую историю страны он знает не по школьным учебникам и историческим книгам, ее перипетии он испытал на себе.

В шестилетнем возрасте Иван услышал от взрослых об Октябрьской революции, но мальцу не были понятны эти слова. А вот о  "коллективизации" и "раскулачивании" он узнал не от людей. Семья Петра Андреевича Белова в Никулине считалась зажиточной. Беловы жили в большом доме (впоследствии в нем размещалась школа). Детей в семействе было много – девять человек,  Иван среди них был третьим. На подворье содержали двух лошадей, двух коров, кур,  а землю выделяли из расчета на каждого едока. Одним словом, назвали их кулаками и раскулачили, дом отобрали. Многодетная семья  вынуждена была ютиться у старшего брата. Окончив четыре класса школы, Иван пошел работать в колхоз.

К началу Великой Отечественной войны Иван Петрович уже жил самостоятельно: у него была семья, супруга Марфа Осиповна подарила ему первенца  – дочку. Сразу после объявления войны он, как и многие его односельчане, в числе первых готовился пойти защищать Родину, но, как сына кулака – врага народа, 30-летнего И. Белова на фронт забрали не сразу. Очередь до него дошла, когда в стране вовсю полыхали города и деревни. А у жены под сердцем к тому времени зарождалась новая жизнь.

Ивана Петровича определили в рабочий батальон, а вскоре отправили на передовую.  Несмотря на свой солидный возраст, он хорошо помнит ту разгромную ночь. Было это в канун Рождества возле деревни Осиповка Калининской области. Солдаты приготовились к атаке, но разыгравшаяся пурга задержала наступление. После того, как непогода утихла и снежная дымка рассеялась, перед русской пехотой предстала пушка и четыре вражеских танка. "Много в том бою полегло наших, а все, кто уцелел, попали в плен", – вспоминает И. Белов.

В числе последних оказался и герой повествования. Все его последующие годы, вплоть до окончания войны, прошли в концлагере Бранденбау. Об этом периоде жизни Иван Петрович рассказать так и не смог: уж больно тяжелы воспоминания. Их освободили американцы. Тогда-то и появилась возможность связаться с родными. Каково же было разочарование его однополчан, когда из дома стали приходить письма примерно с одним и тем же текстом: "Извини, от тебя так долго не было вестей, я думала, что ты погиб… У меня теперь другой…". С волнением ждал весточки и Иван Петрович. Дрожащими руками раскрывал он треугольник и, как и его фронтовые  товарищи, топнул ногой, но… только от счастья. Марфа писала,  что у них родился сын, и семья очень ждет возвращения своего кормильца.

Но их встреча состоялась нескоро. Война для Ивана Петровича окончилась не в сорок пятом, а гораздо позже. Из Германии через Польшу бывших военнопленных доставили в окрестности белорусского города Лида. Там их рабочий батальон заравнивал на полях воронки, образовавшиеся на месте разрыва снарядов. Довелось и траву косить коровам местных сельхозпредприятий.

Родина встретила солдат недружелюбно. И. Белов, как и тысячи таких, как он, был отправлен нести трудовую повинность. Он попал в  Кемеровскую область, где в основном плотничал.

По возвращении домой поначалу тоже работал плотником в родном совхозе в Никулине, где трудился до самой пенсии. Но больше его знали как хорошего дояра. "Знаешь, как виртуозно коров доил, – посмеиваясь, рассказывает ветеран. – Будто на аккордеоне играл!".

В настоящее время Иван Петрович живет один: "Давно уж похоронил свою Марфу, месяц рубаха была мокрой от слез, но дети меня не бросили".

Мы попросили И. Белова поделиться секретом своего долголетия, на что он только развел руками, пожал плечами и сказал: "Сам не знаю и удивляюсь, ведь в жизни перенес такие тяготы и все живу". Зато односельчане пояснили: за жизнь никто и никогда  не видел Ивана Петровича пьяным, не помнят его и с сигаретой. А еще долгожитель убежден, что нужно больше двигаться, ведь движение – это жизнь.

 

 



"Порецкие вести"
10 августа 2011
00:00
Поделиться