Молоко и цены
Повышение закупочных цен на молоко предприятиями по его переработке (таковыми для нашего района являются в основном "Молочный комбинат "Чебоксарский" и ООО "Молочное дело" г. Шумерля) по логике вещей должно стимулировать его производителей на увеличение продукции. Тем более, что в настоящее время основным продуктом, приносящим ежедневную выручку сельхозпроизводителям, является молоко.
Если взять по району, то продуктивность дойного стада по сравнению с этим же периодом прошлого года стала чуть выше и составляет
Ежедневный валовой надой молока по району составляет девять с половиной тонн, на заготовительные предприятия его отправляется чуть более восьми, при этом товарность составляет 85 процентов. При средней реализационной цене 13,8 рублей за один литр молока ежедневно хозяйства получают около 112,5 тысяч рублей выручки от его реализации. Следует отметить, что разброс данной выручки весьма ощутимый. Это зависит от количества реализуемой продукции и от того, куда и через кого молоко реализуется. Так три хозяйства: Ленина, "Маяк" и ООО ОПХ "Простор" - свою продукцию продают непосредственно на перерабатывающие предприятия без посредников. Надо отметить, что на этом они выигрывают. "Молочный комбинат "Чебоксарский" закупает продукцию по цене 15,4 рубля за литр, ООО "Молочное дело" г. Шумерля - по 14,3 рубля. Кроме перерабатывающих предприятий, заготовкой молока в районе занимаются четыре частных предпринимателя. Их закупочные цены ниже, чем у переработчиков. Ясно, что они свои цены выше предприятий не поднимут, так как заготовленное молоко им же и реализуют, в противном случае овчинка выделки не стоит. Но основная доля производимого молока сельхозпроизводителями реализуется через этих частных предпринимателей. У большинства руководителей довод один - меньше хлопот и деньги в любое время можно получить, порой и авансом, особенно в периоды напряженных полевых работ, когда один день решает многое, а в кассе пусто.
Предприниматели, кроме реализации молока сельхозпроизводителей, занимаются сбором молока у частного сектора. Здесь закупочные цены значительно ниже, порой разница между сельхозпроизводителями и частниками составляет рубли. Они эту разницу объясняют качеством молока. Все собираемое молоко от частников с нескольких населенных пунктов сливается в одну емкость. Немало случаев, когда частники сдают молоко с повышенной кислотностью. Все это приводит к тому, что при общем сборе все молоко теряет сортовые качества, а в итоге и свою цену.