Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Тенденции развития рынка печатных СМИ

 

На прошлой неделе мне вместе с тремя редакторами городских и районных газет нашей республики: А. Беловым («газета г. Новочебоксарска «Грани»), А. Михиным (Алатырская газета «Алатырские вести») и В. Хохловой (Шумерлинская газета «Вперед») предоставилась возможность принять участие в четвертой всероссийской конференции главных редакторов районных и городских газет. Мероприятие состоялось в Ленинградской области. Основная тема конференции «Российские  СМИ в новых экономических реалиях».

В начале участники ознакомились с выставкой СМИ в выставочном комплексе «Ленэкспо» в Санкт- Петербурге, затем переехали в Выборгский район, где и прошло основное мероприятие. Конференцию открыла Е. Зелинская, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия. Она также является вице-президентом общероссийской общественной организацией «МедиаСоюз», под чьим патронажем и прошла конференция. С большим интересом затем участники прослушали выступление Б. Угрюмова, директора департамента информационной политики правительства Ленинградской области. В регионе 59 региональных, локальных и корпоративных газет (не считая изданий муниципального издания первого уровня), 2 журнала, 24 радиопрограммы проводного вещания и эфирных радиостанций, 22 телекомпании (без учета кабельных операторов). Суммарный тираж петербургских и федеральных изданий в регионе насчитывает примерно 18 тыс. экземпляров. На тысячу жителей приходится около 136 экземпляров периодических изданий. Общая численность сотрудников СМИ в Ленинградской области достигает 1,2 тыс. человек (без учета занятых в полиграфической отрасли), примерно половина из них – журналисты.

Средствам массовой информации оказывается существенная поддержка со стороны субъекта Федерации. С 1996 года действует областной закон о государственной поддержке организаций по выпуску СМИ, телерадиовещания и полиграфии в виде субсидий в размере до 100 процентов затрат на полиграфическое производство, газетную бумагу, экспедирование и распространение и до 50 процентов затрат на оплату услуг связи, электроэнергии, аренды помещений и коммунальных услуг. Субсидии устанавливаются ежегодно на конкурсной основе. В частности, в 2009 году такие субсидии получают 25 печатных изданий и 12 теле-радиокомпаний. Размер бюджетной поддержки сферы массовой информации на 2010 год сохранится в рамках текущего года.

Как живет регион? Если взять доходную базу местных бюджетов, то большинство муниципальных образований выполняют плановые задания по привлечению доходов в бюджеты. Но в ряде районов беспокойство вызывает поступление в казну неналоговых доходов. Не везде выполняется план по арендной плате за земельные участки. Недостаточно энергично ведется работа по использованию имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Здесь также ведется борьба с коррупцией. Но пока общественность от этого важного дела остается в стороне. Как сказал глава региона Валерий Сердюков: «Нельзя допускать, чтобы люди оставались пассивными перед коррупцией. Нужно научить  каждого немедленно реагировать даже на малейшие коррупционные проявления».

В 2009 году на территории Ленинградской области будет введено 850 тыс. кв. м нового жилья – более 9 тысяч семей смогут улучшить свои жилищные условия. Это не меньше, чем в предыдущем году.

Журналисты побывали на Гатчинском молочном комбинате, который отметил годовщину со дня открытия. Это одно самых современных предприятий молочной отрасли в Европе. Инвестиции в строительство предприятия превысили 2 млрд. рублей. На производстве осуществляется полностью закрытый и автоматически управляемый технологический процесс: от приемки сырого молока до сборки групповой упаковки, готовой продукции на складе «роботами-паллетайзерами».

Хорошее впечатление на нас произвело состояние дорог. Общее финансирование по всем видам дорожных работ составляет в 2009 году около 5 млрд. рублей. Руководство области считает, что если в следующем году не урежут финансирование, то к 2011 году полностью справятся с «недоремонтами дорог». На сегодня известно, что бюджет области на следующий год уменьшат на 3 млрд. рублей.

Все мы помним ситуацию в городе Пикалево. Тогда председатель правительства России Владимир Путин был вынужден заниматься этой проблемой. К настоящему времени его поручения, связанные с пуском всех трех предприятий Пикалевского комплекса, полностью выполнены и идет работа по обеспечению их будущей стабильной работы.

Но это для ознакомления  с регионом. Что касается конференции, то много было интересных выступлений. Представитель Вологодской области, например, поведал об опыте государственной поддержки СМИ в вопросах освещения социально важных проектов. Помощник директора Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Анастасия Паршакова, говоря о национальной программе поддержки и развитии темы чтения и печатные СМИ, заострила внимание на том, что люди стали меньше читать газет и журналов. Вообще, падает интерес к чтению. Здесь несколько факторов, препятствующих чтению прессы. Вот лишь некоторые: чтение газет – это излишняя трата времени; в газетах я читаю только заголовки и короткие заметки; газеты публикуют слишком много новостей; я предпочитаю чтение новостей в Интернете; газеты публикуют не нужную мне информацию; я испытываю раздражение от рекламы; меня раздражают ошибки в материалах. Есть и факторы, способствующие чтению прессы. Здесь доминируют «информационные», а «развлекательные» находятся в конце списка.

Рынок заставляет всех думать о поступлении денег за счет рекламы. Но здесь доминирует телевидение. Вот, например, как выглядит структура рекламных бюджетов России: телевидение – 48,7%; радио – 5,4%, пресса – 25,2%, в т.ч. газеты – 5,4%, журналы – 10,9%, рекламные издания – 10,9%, наружная реклама – 18,2%, Интернет – 1,5%.

Многие редакции сталкиваются с такой проблемой: каждый пятый журналист районных и городских газет пенсионного возраста. Получается, что стареет не только читательская аудитория, но журналистский корпус.

Много было дискуссий по поводу будущего СМИ. Тиражи газет падают, как и степень доверия прессе. В качественных изданиях еще стараются писать правду. В «желтых»- копаются в грязном белье. Здесь уже не приходится говорить о журналисткой солидарности. Еще один важный момент: читателю сегодня не интересен журналист, просто пересказывающий факты.

Один из выступающих затронул такую болезненную тему: за последние годы порносайты выросли в 18 раз. А потому, говоря о кризисе, большинство согласилось с тем, что на сегодня весь вопрос в том: какими мы выйдем из кризиса?

                 Г. Карпов.



"Порецкие вести"
28 октября 2009
00:00
Поделиться