Живи, родительский дом
Родительский дом… Он всегда к себе манит, зовет. И чем больше проходит лет, тем сильнее ностальгия по детству, по теплому родительскому очагу. И тянет, тянет в родные до боли места.
А скромный деревенский домик, из которого, как из птичьего гнезда, разлетелись в разные стороны выросшие дети, вместе со своими хозяевами остается ждать их возвращения. Вместе с ними стареет. Гаснет свет в окнах и уже не зажигается никогда. Зарастает тропинка к нему, а со временем буйная крапива, лопухи и вовсе скрывают его от глаз человеческих. Поохает, поскрипит и останется от него, как и от хозяев, которые когда-то возвели его, бугорок.
Больно и обидно возвращаться к тому бугорку. Очень хочется, чтобы родительский дом жил долго-долго.
Но бывает и по-другому.
(Из дневника А.В.Лоскутовой, с.Любимовка)
Июнь 2004 год.
Я приехала в родительский дом на несколько дней, посмотреть, прибраться, родительским могилкам поклониться. Подошла к дому, защемило сердце, перехватило дыхание. Эту горечь не передать. Дом пустой, никто не встречает, никто не ждет.
Мы с сестрой Тамарой вошли в дом, не пытаясь сдерживать слез. Успокоившись немного, принялись за уборку: помыли окна, полы, посуду, застелили свежие постели, затопили печку. В доме стало как-то уютнее. Вышли во двор. И во дворе, и в огороде все заросло крапивой, лебедой, лопухами. С трудом пробили тропинку к колодцу и бане. На следующий день протопили баню, в доме снова натопили печку, напекли пирогов, сварили суп. Появился запах жизни, как в детстве. Ощущается даже присутствие родителей.
Через неделю приехала еще одна сестра Галя вместе с мужем. Мужские руки как раз вовремя. Зять скосил весь бурьян. Во дворе и в огороде посветлело. На душе как-то стало спокойно и легко.
Чуть позднее приехала моя дочь с мужем и сыном Степой. И дела в доме, в огороде пошли веселее.
Но все это в народе называют латанием дыр. Ведь родительскому дому уже сотня лет. А после их смерти он тоже начал потихоньку умирать. Скривился весь, сгорбился, будто припал на колени, т.к. нижние бревна сгнили. Сарай тоже весь перекосился. В бане прогнили полы, развалилась печка, в колодце сруб обвалился. Но жалко вместе с домом хоронить свое детство, хоронить то место, где родилось у родителей 8 детей, где они нас всех подняли на ноги. Не хотелось, чтоб родительский дом жил только в воспоминаниях. На семейном совете решили дом восстанавливать.
Лето подходит к концу. Двухнедельная поездка в Любимовку продлилась четыре месяца. Нужно возвращаться в Екатеринбург.
Апрель 2005 год.
Собираюсь снова в Любимовку. Предстоит большая работа по восстановлению дома. Собрали деньги. Никто из братьев и сестер не отказался от участия, все сделали свой вклад, кто сколько смог.
И вот я, наконец, в Любимовке. Надо закупать стройматериал. Подвернулся счастливый случай, или Бог помог: дешево купили соседский дом на слом. Этого должно хватить. Закупили краску, кисти. Сделали ремонт в комнатах. В сенях подбили потолок. Между делами в доме раскопали участок земли в огороде, посадили овощи, зелень.
За делами пролетело лето. Пора возвращаться в город. После меня в октябре в родительский дом приехал брат Толя в отпуск. Восстановили с Петром Гуськовым забор.
Петр Гуськов наш сосед. Я его называю любимовским «кулибиным». Руки у него золотые, все может: и телевизор починить, утюг отремонтировать, косу отбить, пилу поточить. Попросишь что-то сделать – никогда не откажет. Все в нашем доме делалось с его помощью. Как хорошо, что есть такие соседи.
Лето 2006 года.
Сделали с нашим домом главное – поставили его на фундамент. Дом поднимали, как говорят у нас в деревне, «помочью». С Томой обошли всю деревню, чтобы пригласить помочь. Пришли все, кто смог. Помогали и делом, и советом. Руководил работой брат Коля. Он же привез кирпич из Чебоксар. Мы с Томой готовили обед, а в перерывах носили цемент, песок, щебень. За два дня сделали такую огромную работу. Всем большое спасибо. Дом подняли, и снова Петр Гуськов продолжил работу один. Вместо деревянной завалинки выложил мастерски кирпичную. Со своими сыновьями Володей и Владиславом сделали крыльцо, точно такое, какое было в детстве.
И вот уже лето на исходе. Сентябрь наступает на пятки. Листья на деревьях пожелтели. После меня должен в отпуск приехать Толя. Ему предстоит восстановить изгородь.
Апрель 2007 года.
Я снова в родном доме, в дорогой для сердца Любимовке. Толя хорошо потрудился в прошлом году: изгородь поправил, начал палисадник перед домом делать. Все дела, конечно, делались при помощи Петра Гуськова. Куда ж мы без него!
Мы с Томой раскопали возле дома в проулке землю, рассадили цветы. Очень хотелось мне с детства, чтобы перед домом был палисадник, а в нем росли радужные цветы. И вот моя детская мечта сбылась.
Приехал Гена. Он покрасил крышу дома, установил новую трубу, т.к. старая проржавела. Какой Гена у нас молодец, столько сделал для восстановления дома.
Стали с Томой потихоньку красить дом, нужно, чтобы он и внешне радовал глаз.
Приходит время уезжать. Всегда расстаюсь с Любимовкой с такой грустью. В Екатеринбурге дети, внуки, а здесь родной дом так крепко держит. Мне в Любимовке спокойно. Нет городской суеты. Небо, птицы, воздух такой чистый! А ночные звезды! В городе таких не бывает. И воды студеной из-под крана не попьешь.
Здесь я часто чувствую, будто меня мама обняла, прижала к себе и погладила по голове теплой рукой. Тут все до боли родное и близкое.
Весна 2008 года.
Со мной приехала Галя. Нас с ней ждут дела. Она взялась красить палисадник, а я рассаживаю в нем цветы, оформляю из кирпичей клумбы.
Сарай совсем перекосился. Жду Толю. Одному Петру Гуськову с такой работой не справиться. Восстановим сарай, и тогда основные работы будут закончены.
А сам дом я красиво покрасила, расписала забор: поляна с цветами, деревьями, ягодами, летают бабочки, пчелы, птицы, над всем облака и солнце.
В огороде растут овощи и фрукты. Одурманивает запах слив и яблок. В палисаднике, как жар горит, цветут астры, бархатцы.
В гостях были дети: дочь с мужем и внуком Степой. Гостили недолго, в Екатеринбурге их ждет Машенька. Она совсем еще кроха, поэтому ее с собой не взяли, оставили с другой бабушкой.
В сентябре обещал приехать Гена. А 10 сентября поминали маму. Время неумолимо. Уже 16 лет ее нет с нами.
Скоро снова надо собираться в Екатеринбург. Там моя семья. Каждую зиму планирую, что нужно сделать по дому. Восстанавливая родительский дом, я получаю необыкновенное удовольствие, заряд какой-то особой энергии. Сюда каждое лето приезжают мои братья и сестры, дети, внуки, племянники. Все в доме как при родителях. Пока жив дом, жива и память о наших родителях Лоскутовых Василии Григорьевиче и Клавдии Николаевне. Богатое наследие они оставили: воспитали и вывели в люди 8 детей, дали всем образование. А их внуки все имеют высшее образование. Ни за кого им бы не было стыдно.
Живи, родительский дом, долго и встречай родных людей!