Актуальные задачи инновационного развития системы образования района
Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта
Бюджетное финансирование образования ежегодно увеличивается. При этом значительные средства вкладываются в капитальное строительство, оснащение школ. За последние 10 лет, с начала реализации президентской программы «Новая школа», в районе построены Порецкая, Никулинская, Семеновская школы. На строительство Семеновской СОШ в 2007-
За два года реализации национального проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования в школы района поступило два автобуса, оборудование для шести кабинетов базовых школ на сумму 1165630 руб., современная регулируемая мебель для учащихся на сумму 480180 руб., кухонное оборудование для Порецкой СОШ на сумму 157 тыс. руб. В библиотеки школ поступило художественной и справочной литературы на сумму 1437,8 тыс. руб. Две школы (Напольновская СОШ, Порецкая СОШ) выиграли премии Президента РФ в размере 1 млн. руб., Кудеихинская СОШ и детский сад «Сказка» – премии Президента Чувашии размером в 200 тыс. руб., что позволило значительно пополнить учебно-материальную базу компьютерным, лабораторным оборудованием, мебелью, наглядными пособиями, спортивным инвентарем.
За последние годы на средства муниципального бюджета и внебюджетные средства все школы и детские сады обеспечены качественным газовым отоплением, централизованной или механической подачей холодной и горячей воды, кухонным оборудованием. Все образовательные учреждения успешно прошли проверку готовности к новому учебному году. На подготовку школ израсходовано около – 400 тыс. руб.
Введение в школах республики нормативного подушевого финансирования в условиях обострения демографической ситуации стало импульсом к оптимизации сети образовательных учреждений, переводу их на полную финансовую самостоятельность, и передаче руководителям ОУ права распоряжения кредитами. Главной целью оптимизации сети ОУ является обеспечение всем детям равного доступа к качественному образованию и повышение эффективности использования бюджетных средств. На 1 сентября
Несмотря на ежегодное снижение численности учащихся по демографическим причинам (за последние 7 лет количество учащихся уменьшилось на 810, по сравнению с прошлым учебным годом – на 50), наполняемость классов в районе увеличилась с 12,3 в
Одним из главных факторов и значительным резервом повышения качества работы педагогов в системе общего образования является новая система дифференцированной оплаты труда (НСОТ), введенная с 1 сентября
Однако зарплата в дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования значительно ниже, чем в школах, и составила на 1 августа
Несмотря на серьезные меры по оптимизации бюджетных расходов (реструктуризация 2 школ; переход 9 школ на пятидневную рабочую неделю; перевод классов с наполняемостью 2-3 чел. в базовые школы; сокращение 6 групп продленного дня в Порецкой СОШ; сокращение штата обслуживающего персонала), ситуация с финансовой обеспеченностью школ на сегодняшний день остается очень напряженной. На выплату заработной платы работникам школ не хватает более 8 млн. руб.
Основной проблемой финансирования является, на мой взгляд, отсутствие на республиканском уровне механизма учета специфических особенностей отдельных муниципалитетов с низкой плотностью населения и транспортной удаленностью школ, отсутствие механизма выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов. Во-вторых, в 2008 году из муниципального бюджета на поддержку малочисленных малокомплектных школ дополнительные средства не выделялись (в 2007г. 1200,0 тыс. руб.). Кроме того, на наш взгляд, следует дифференцировать размер стимулирующего фонда школ в зависимости от результатов работы (ввести стимулирующий коэффициент школ), а также совершенствовать механизм стимулирующих надбавок руководителей школ. Создание централизованного фонда стимулирования руководителей позволит избежать перекосы, в результате которых директор успешной школы, набравший наибольшее количество баллов по оценке работы, в денежном выражении получает более низкую надбавку, чем директор отстающей школы. Серьезной проблемой остается распространение нормативного подушевого финансирования на дошкольное и дополнительное образование.
Современная модель образования немыслима без инновационной, творческой деятельности образовательных учреждений и педагогов. Не случайно приоритетный национальный проект «Образование» направлен на поддержку инновационных образовательных учреждений и педагогов-новаторов. В 2008 году лауреатом Премии Президента Чувашской Республики для инновационных ДОУ в размере 200 тыс. руб. стал Порецкий детский сад «Сказка». Победа коллектива не случайна. В детском саду «Сказка» функционирует 6 групп, общее количество воспитанников 110, т.е. д/сад работает на полную проектную мощность. Детский сад укомплектован квалифицированными педагогическими кадрами, 80% педагогов имеют высшее и незаконченное высшее образование (по району этот показатель 50%).
В целом система дошкольного образования района, охватывающая 61,3% детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет, ставит своей задачей обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей. Актуальной является задача увеличения контингента дошкольных групп, где количество воспитанников в
Администрация района проводит целенаправленную работу по поддержке инновационных начинаний школ и педагогических работников. Ежегодно проводится муниципальный конкурс образовательных учреждений и педагогических работников. По итогам прошлого учебного года премии в размере 20 тыс. руб. присуждены Турдаковской ООШ и Октябрьской ООШ. За три года премии райадминистрации получили шесть школ и десять учителей.
Школы-лидеры в своих программах развития и повседневной деятельности делают установку на освоение детьми новых видов деятельности: проектных, исследовательских, творческих. На традиционную районную научно-практическую конференцию в прошлом учебном году было представлено 45 работ по 17 направлениям. Впервые проведен конкурс исследовательских работ для учащихся начальных классов. Активность учащихся и учителей за последние два года значительно выросла. Самыми активными участниками районной конференции стали представители Порецкой, Кудеихинской, Семеновской СОШ и Октябрьской ООШ. На республиканский этап конференции «Excelsior» было заявлено 20 работ, из которых 4 стали призерами и победителями.
Поддержка дарований осуществляется в районе и в форме именных стипендий, которые в прошлом учебном году были назначены 22 самым активным и результативным учащимся. В школах района реализуется предпрофильное обучение в 9-ых классах в форме элективных курсов и профильное обучение старшеклассников по 5 профилям в форме сетевого взаимодействия на базе ресурсного центра «Порецкая СОШ». В новом учебном году планируется апробация иной модели организации профильного обучения. В Порецкой СОШ будут сформированы старшие профильные классы с постоянным составом. По два профиля будут организованы через сетевое взаимодействие Анастасовской – Семеновской СОШ (социально-экономический и естественно-научный) и Кудеихинская СОШ – Напольновская СОШ (гуманитарный, естественно-научный). Профильное обучение направлено на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников.
В районных предметных олимпиадах лидером среди средних школ является Порецкая СОШ, за ней следуют Анастасовская, Напольновская СОШ. В рейтинге основных школ лидирует Турдаковская ООШ.
Модель образования XXI века невозможно представить без базовой компетенции нашего современника – информационной компетенции. Общее количество компьютеров в школах района 177, на 1 компьютер приходится 9 учащихся, тогда как по республике 17. Средние школы оснащены 5 интерактивными досками, 14 мультимедийными проекторами. Все школы в рамках нацпроекта получили лицензионное программное обеспечение, подключены к сети Интернет.
Итоги учебного года мы связываем также с завершением популярного среди учителей проекта межшкольного методического центра по обучению учителей работе на компьютере, созданного на базе Порецкой СОШ. За время работы ЭММЦ 75 педагогов района повысили квалификацию в области ИКТ и получили соответствующие удостоверения.
Современного учителя-мастера трудно представить без компьютера, хотя, разумеется, цифровые образовательные ресурсы не заменят личностные качества учителя, уровень его знаний и профессиональной подготовки. Эту мысль подтвердил районный фестиваль методических идей учителей русского языка и литературы, посвященный Году русского языка. Умело, органично, не заменяя компьютером общение, а усиливая интерес к изучаемому материалу и эмоциональное воздействие слова учителя, использовали ИКТ все 7 участниц конкурса. Фестиваль преследовал цель распространения инновационного опыта преподавания русского языка как основного урока, на котором формируется базовая коммуникативная компетенция. Победителями конкурса были признаны М. Куторкина (Напольновская СОШ), Н. Жегалина (Кудеихинская СОШ), И. Мартемьянова (Анастасовская СОШ) и Е. Богомолкина (Порецкая СОШ).
Лауреатом премии Президента РФ
Немало интересных разработок, достойных апробации, как в виде печатной продукции, так и в электронном виде было представлено учителями района на ярмарке методических идей. Победителями в этом педагогическом конкурсе стали: в номинации «Первые шаги в профессии» – Е. Луньков (Анастасовская СОШ) и Т. Денисова (Ряпинская ООШ); в номинации «Тропинками здоровья» – Н. Петрова (Напольновская СОШ), В. Шильников (Порецкая СОШ); в номинации «Грани профессионализма» – О. Холоднова (Порецкая СОШ), В. Смирнова (Порецкая СОШ); Н. Кирилина, Н. Жегалина (Кудеихинская СОШ), М. Чулкова (Октябрьская ООШ), в номинации «Воспитание со всех сторон» – Н. Глухова и М. Лявина (Порецкая СОШ), Л. Егорова (Семеновская СОШ); в номинации «Руководитель-тьютор» – В. Суханкина (Порецкая СОШ); в номинации «Искусство детям» – Е. Прохорова (ДШИ).
На начало нового учебного года все школы района обеспечены педагогическими кадрами. Сетевое взаимодействие школ позволило решить проблему с преподаванием иностранного языка. Из 179 учителей высшую категорию имеют 11 (6%), первую категорию 83 (46%), вторую 49 (27%). Всего квалификационные категории имеют 75% учителей. В прошлом учебном году в республике опробована новая процедура аттестации, в которую включены экзамены на подтверждение предметной компетенции (в форме ЕГЭ по преподаваемому предмету), IT-компетенции (в форме экзамена по информатике) и экспертизы результатов деятельности педагога. В нашем районе новую процедуру аттестации успешно прошли 23 учителя. На 2008-
Изменение механизма финансирования образования, аттестации учителей, новые образовательные технологии дают позитивные результаты. Средний балл ЕГЭ по математике в выпускных классах составил в районе 4,2 (по республике – 3,71), по русскому языку – 3,9 (по республике – 3,60). Успешно прошли итоговую государственную аттестацию в новой форме учащиеся 9-х классов. Средний балл по математике составляет 3,9, по русскому языку – 3,8. Школы района успешно готовят выпускников для продолжения образования в профессиональной школе: 67% выпускников (91 человек) поступили учиться в вузы (27% на бюджетные места – 37 человек), 31% в ссузы (42 чел). Отрадно, что в этом году многие наши выпускники (большей частью из Порецкой СОШ) поступили в престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода на бюджетной основе.
Задачи успешной социализации и повышения конкурентоспособности выпускников сельских школ решают учреждения дополнительного образования района. В ДШИ и ДЮСШ занимается 230 учащихся. Кроме того, в кружках и спортивных секциях школ занимается 466 учащихся. В целом дополнительным образованием охвачено 63% учащихся. В районе формируется целостная система физического воспитания школьников, включающая урочную и внеурочную работу. В школах отремонтированы спортзалы, ведутся занятия спортивных секций. Победителями школьной спартакиады как в старшей, так и в младшей группе стала Порецкая СОШ (учителя Шильников В., Шильникова О., Катаскина С.), второе место в старшей и третье в младшей группе заняла Напольновская СОШ (учителя Герасимов В., Курвичев В.), второе место в младшей группе заняла школа-интернат (Панферов Е.), третье место в старшей группе – Анастасовская СОШ. Однако наш район замыкает турнирную таблицу в республиканской Спартакиаде школьников на Кубок Президента Чувашской Республики. Из 14 видов спорта, представленных на Спартакиаде, район участвовал в 7, т.к. остальные в школах не культивируются, в итоге наши спортсмены набрали 163 балла, и заняли 27 предпоследнее место. Последние места занимает наш район в Спартакиаде на протяжении последних 8 лет. С
Недостаточна активность и результативность работы ДШИ. В прошлом учебном году здесь обучалось 117 учащихся на отделениях «Баян, аккордеон», «Фортепиано», «Общее эстетическое», «Художественное», «Декоративно-прикладное». Велись также занятия по хореографии в д/с райцентра. ДШИ помогает ребятам с музыкальными способностями определиться в жизни, продолжить профессиональное образование. В настоящее время пять выпускников ДШИ продолжают обучение музыке в профессиональной школе. В этом году один выпускник поступил на музыкальный факультет ЧГПИ. Преподаватели и учащиеся ДШИ своим искусным рукоделием и рисунками украшают все районные выставки (Климова М., Прохорова Е.). Преподаватель ДШИ М. Короткова готовит замечательные районные православные праздники. В Напольновском филиале ДШИ вот уже много лет работает детский фольклорный ансамбль «Умарина» (руководитель Мурзина О.). Однако сейчас, чтобы наши дети могли конкурировать с воспитанниками учреждений дополнительного образования других районов, необходимо разрабатывать и реализовывать инновационные, нестандартные проекты и больше участвовать в республиканских выставках, фестивалях, конкурсах. Необходимо проявлять больше инициативы, желания, творчества, в том числе и в привлечении спонсорских средств для обновления материально-технической базы. Что касается помещения для ДШИ, ведется документальное оформление передачи здания учебного корпуса интерната в муниципальную собственность. В сентябре – октябре ДШИ перейдет в новое, просторное помещение.
В целях социальной адаптации в апреле 2008 года «Порецкая основная общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в которой воспитывается 95 детей, реорганизована в «Порецкий детский дом им. И.Н. Ульянова», все дети-сироты будут обучаться в Порецкой СОШ. Вот уже несколько лет детский дом сотрудничает с благотворительной организацией «Третьяк»-центр, обеспечивающей помощь детям-сиротам через устройство в шведские приемные семьи. В Швецию дети в приемные семьи отправляются отдыхать на каникулы. Один ребенок из детского дома был усыновлен в этом году семьей из Швеции. Однако процесс устройства детей-сирот в замещающие семьи идет в нашем районе очень медленно.
В 2008 году в районе 3 человека лишены родительских прав (в 2007 году – 3). В целях профилактики социального сиротства, в интернат не оформлен ни один ребенок (в 2007 году – 2). Под опеку устроено трое детей (в 2007 году – 4). На сегодняшний день в районе создано пять приемных семей, в которых проживают шесть детей.
Большую роль в воспитании гражданской позиции играют детские общественные организации. Во всех школах района действуют детские общественные организации, членами которых являются 1228 школьников, т.е. 79% обучающихся. Представители общественных организаций Кудеихинской СОШ «Оазис» и Порецкой СОШ «Перекресток» успешно представили работу школ на республиканской конференции «Ведущие за собой». Приоритетный национальный проект «Образование» направлен на повышение статуса классного руководителя. Дополнительное денежное вознаграждение за классное руководство получают в районе 114 учителей (70%). Второй год проводится конкурс «Самый классный классный». Лучшими признаны Грачева Г. (Порецкая СОШ), Кирилина Н. (Кудеихинская СОШ), Столярова В.(Напольновская СОШ).
В целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей в районе было открыто 11 пришкольных лагерей с охватом 470 человек. На питание в пришкольных лагерях израсходовано 348300 тыс. руб. из фонда социального страхования ЧР и 40 тыс. руб. из муниципального бюджета. По договорам с Центром занятости в школах работало шесть подростковых бригад с численностью 90 человек. Школьниками района собрано
В районе идет процесс формирования системы государственно-общественного управления образования. Во всех школах созданы попечительские или управляющие советы, в которые входят родители, руководители сельских администраций, хозяйств, предприятий.
Подводя итоги работы педагогических коллективов, отдел образования и молодежной политики составил рейтинги школ по качественным показателям работы. Рейтинги учитывают экономические показатели, создание условий для образовательного процесса, результаты экзаменов, олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, поступаемость в вузы. Исходя из рейтингов, анализируя показатели работы школ, внимательно изучив Стратегию образования в ЧР до