Кавказский узел
После четырех дней ожесточенных боев российские войска взяли Цхинвал. Тяжелая техника заняла позиции по периметру республики. Ополченцы контролируют практически все дороги, ведущие в Южную Осетию. На окраинах до сих пор слышна стрельба из крупнокалиберных орудий.
За эти несколько дней город Цхинвал оказался практически полностью разрушен. Пострадали все административные и жилые здания. Люди прячутся в подвалах. Погибших хоронят прямо в огородах: кладбища грузинские войска сравняли с землей. Подсчитать количество убитых здесь не берется никто. Говорят, их больше полутора тысяч. Но многие до сих пор остаются под завалами домов. Поток беженцев из Южной Осетии не прекращается. С начала военных действий непризнанную республику покинули больше 30 тысяч человек. Люди рассказывают бесконечно истории о тех зверствах, которые творили в Цхинвале грузины. Многих насильно вытаскивали из подвалов и расстреливали в упор. Под гусеницами грузинских танков оказывались старики и дети. Таким способом грузинские власти восстанавливали конституционный строй. “Это конец Грузии. Они себе могилу выкопали. Это не народ, это фашисты. Разве можно в бункеры загонять людей и расстреливать там женщин с детьми. Людей выводят, убивают и жгут на костре. Кто так делает?” – возмущаются люди.
Грузинская армия начала военную операцию в Южной Осетии в ночь с 7 на 8 августа — после авиационной атаки и артподготовки она перешла к штурму Цхинвала. Через несколько часов югоосетинская столица оказалась почти полностью под контролем грузинских военных. К городу на помощь российским миротворцам и осетинским военным, удерживавшим небольшой плацдарм в Цхинвале, подошли части 58-й российской армии. ВВС России нанесли несколько ударов по военным базам на грузинской территории. Российские войска деблокировали подразделения российских миротворцев и сейчас, что называется, зачищают Цхинвал. Грузинам удалось сбить четыре российских самолета — Су-25 и Ту-22. В боях за Цхинвал ранен командир 58-й армии генерал-лейтенант Анатолий Хрулев, убито 18 человек, 52 – ранены, 14 – пропали без вести. Российские военные суда производят досмотр кораблей, идущих в Грузию, чтобы предотвратить поставки туда вооружений, а также гарантируют ненападение грузин на Абхазию. Введенная в Абхазию группировка войск сил России насчитывает в своем составе более 9000 военнослужащих и более 350 единиц бронетехники. Военные действия начала и Абхазия, ее вооруженные силы пытаются взять Кодорское ущелье.
Россия квалифицирует свои действия в соответствии с терминологией ООН — как «операцию по принуждению к миру». Москва требует от Тбилиси «немедленного вывода грузинских войск из Южной Осетии и подписания юридически обязывающей договоренности о неприменении силы».
Президент России Дмитрий Медведев происходящее в Южной Осетии назвал геноцидом. Он направил председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина во Владикавказ, чтобы собрать документальные доказательства преступлений грузинской стороны. Президент Дмитрий Медведев, как и определено Конституцией, вплотную курирует действия армии и других силовых структур, а также международные контакты. Глава же правительства Владимир Путин вплотную занялся вопросами ликвидации гуманитарной катастрофы в непризнанной республике.
Сейчас многие задаются вопросом: что будет после Цхинвала? Политическое противостояние России будет выиграть сложнее, чем военное. Решение Москвы применить военную силу для прекращения грузинского вторжения в Южную Осетию не имело альтернативы. После поддержки, которую Россия на протяжении многих лет оказывала властям непризнанных республик, самоустраниться в критический момент было бы просто аморально. Это начисто подорвало бы доверие к политике Кремля (не только на Кавказе) и продемонстрировало неспособность последовательно проводить и отстаивать свой курс. Не говоря уже о том, что методы, примененные Тбилиси для «восстановления конституционного порядка», подпадают и под основания для «гуманитарной интервенции», идеи, введенной в политический оборот западными странами в 1990-е годы.
Президент Грузии активно спекулирует имиджем «молодой грузинской демократии», российские действия он уже назвал «покушением на Америку и ее ценности». Его решительность объясняется уверенностью в том, что в противостоянии с Россией западное сообщество, прежде всего Вашингтон, будет вынуждено поддержать Грузию, что бы она ни делала. При этом очевидно: Запад будет настаивать на незыблемости территориальной целостности Грузии.
Вообще события в Южной Осетии в очередной раз высветили нашу огромную проблему — отсутствие союзников, на которых можно было бы опереться. Именно поэтому возможное признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии не будет никем поддержано. Страны не спешат предоставить Южной Осетии даже гуманитарную помощь.
Очевидно, что грузинская «маленькая победоносная война» в Южной Осетии не удалась, и стороны конфликта в обозримом будущем вынуждены будут начать переговоры. Международные комментарии событий в Южной Осетии пока сдержанны. Россия должна отказаться от военных действий на территории Грузии. Об этом заявил президент США Джордж Буш, выражая обеспокоенность ситуацией вокруг конфликта в Южной Осетии. Восемь транспортных самолетов ВВС США перебросили в Тбилиси 800 грузинских солдат из Ирака и тысячу тонн военных грузов – снаряжение, оружие и боеприпасы. На очередном заседании Совбеза ООН стороны вновь не смогли прийти к единому решению.
Вскоре России придется хоронить погибших солдат и мирных жителей, лечить телесные и душевные раны беженцев и военных, восстанавливать разрушенные дома и инфраструктуру. Но не менее важная задача — доказать свою правоту в широком смысле. Какими бы ни были последствия операции на земле, невозможно переоценить ее последствия в трактовке ведущих мировых СМИ, в понимании мировых лидеров и в сознании рядовых граждан.
Ликвидация последствий катастрофы ляжет на плечи российского бюджета. «Мы этих людей в беде не оставим», — пообещал Владимир Путин. Правительство уже разрабатывает программу по восстановлению жилья в Южной Осетии, сообщил он во Владикавказе, только на первом этапе на это выделяется порядка 10 млрд. руб. Еще 500 млн. руб. получит принявшая часть беженцев Северная Осетия.