ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ
2008 год – год 1020-летия Крещения Руси. Праздничные мероприятия, торжественные богослужения прошли в Украине, России, Белоруссии во всех православных храмах.
20 лет назад 1000-летие крещения Руси было особым, значительным событием для православных верующих в Порецком районе. 6 августа 1988 года в Никулине на престольный праздник Св. Бориса и Глеба («Борисы») прошло официальное мероприятие по поводу открытия Христорождественской церкви. Ему предшествовала длительная (более двух десятков лет) борьба верующих за осуществление своего права свободного вероисповедования.
Христовоздвиженская церковь в с.Никулино построена в 1887 году. Здание типовое (аналогичные, отличающиеся только размерами, имеются в сс. Гарт, Сыреси, Антипинка, Мишуково, Алтышево Алатырского района и других населенных пунктах республики), это говорит о том, что их автором-архитектором был один и тот же человек. Кто он? Сведений, к сожалению, на этот счет никаких нет. Церковь находится на учете с 1974 года как памятник истории и культуры местного значения.
В 1962 году деятельность религиозной общины в с. Никулино была приостановлена, а здание церкви закрыто вплоть до 1988 года. Причины закрытия назывались разные. Таково было требование того времени, такова была политика партии и правительства. Сельчане же объясняли ситуацию проще: отдельные, слишком рьяные, члены церковной «двадцатки» недружелюбно встретили уполномоченного по делам религии и церквей Совета Министров ЧАССР Я. Маклашкина, который решил поинтересоваться делами в церкви, – не пустили в здание, чем крепко его разобидели. При проверке всплыли факты неправильного использования церковного имущества. Высветилась туманная история с передачей на сторону одного из колоколов церкви. Кстати, на колокольне Никулинской церкви был и еще остается один из самых богатых набор-ансамбль колоколов. Два из них весят более 49 и 55 пудов. На одном мною была обнаружена надпись: «Сей колокол отлит в с.Порецком в 1886 году». Указано имя мастера, вес, количество серебра и несколько надписей религиозного содержания. Это подтверждает факт наличия в с.Порецком мастерских и мастеров по отливке колоколов из бронзы. В итоге, после посещения церкви уполномоченным Я.Маклашкиным церковь была закрыта на долгие 26 лет.
В начале 90-х годов прошлого столетия в СССР произошли изменения в сторону демократизации общественной жизни. Изменилось отношение к праву граждан на свободу вероисповедания. Группа верующих из с.Козловки сумела добиться открытия церкви в своем селе, из-за чего, несмотря на начавшуюся демократизацию, секретарь райкома КПСС, ведающий вопросами идеологии, была освобождена от занимаемой должности.
Оживилась деятельность и «двадцатки» в с.Никулино, хотя она официально и не была зарегистрирована. В 1986 году были предложения Чувашской Епархии о передаче имущества, коли церковь не работает, Введенскому собору г.Чебоксары, но верующие никулинцы никому не хотели отдавать хорошо сохранившееся имущество и церковную утварь, и предложение было отклонено.
Автору статьи, как зам. председателя РИК, неоднократно приходилось в составе самых разных комиссий выезжать в Никулино и на месте разбираться в сложившейся ситуации с точки зрения законодательства о религиозных культах. Удалось убедить верующих и неверующих земляков, что прежде чем требовать открытия церкви, необходимо решить основные отправные вопросы: пополнить состав «двадцатки» новыми заслуживающими доверия людьми, официально в установленном порядке зарегистрировать ее, составить и утвердить смету на ремонт аварийного здания церкви, собрать в приходах средства на ее восстановление, заготовить и завезти необходимые материалы, произвести ремонт, ходатайствовать перед Епархией о направлении в церковь священника. Со мной согласились, и началась целенаправленная и конкретная работа по подготовке открытия церкви.
16 января 1997 года мною было проведено общее собрание верующих граждан прихода, на котором был образован, а 27 января зарегистрирован в райисполкоме новый совет Христорождественской церкви с. Никулина. В состав исполнительного органа совета вошли трое: Е.И. Байкова, С.П. Белов, А.И. Дубровина, в ревкомиссию – З.И. Косолапова, Е.И.Прокопьева, А.Я. Елизарова.
В конце февраля обществу решением РИК по договору передано здание церкви и все оставшееся имущество. 2 июня согласно составленной и утвержденной Минкультуры Чувашской АССР смете на 40 тысяч рублей с бригадой рабочих-строителей был заключен договор о ремонте здания, а уже 29 июля комиссия по приемке во главе с зам. председателя РИК приняла здание с оценкой «хорошо».
Много труда, старания и сил вложили в реконструкцию здания старший бригады рабочих В.П. Луньков, пенсионер С.П. Белов, приглашенные со стороны специалисты А.П. Костин, В.Г. Потапов, А.Г. Демидов. В работах приняли участие на безвозмездной основе многие жители села.
Опыт работы по организации восстановления и открытия Никулинской церкви пригодился мне при решении аналогичных вопросов, связанных с открытием и восстановлением храмов в сс. Сыреси, Анастасово, Кудеиха и молитвенного дома в с.Ряпино. Сегодня в Порецком районе на 16000 жителей приходится 14 действующих православных церквей, т.е. больше, чем в любом другом районе республики.
6 августа, утром дня престольного праздника Св. Бориса и Глеба собралось множество народа из поселков Никулинского сельского совета, из Анастасова, Октябрьского, Антипинки, Стрелки и Шуваловки Сеченовского района, из райцентра, бывшие жители села Никулино из городов Чебоксары, Новочебоксарск, Шумерля, Алатырь. В проведении богослужения приняли участие все священники действующих церквей района, благочинный Алатырского округа протоиерей Н. Ефремов, Владыка архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава (ныне митрополит). Я также был официально приглашен на торжественную службу и за участие в организации ремонтных работ, разъяснительную работу среди верующего населения прихода церкви Рождества Христова, был удостоен солидного подарка из рук Владыки – юбилейного издания Библии и двух памятных наградных крестов в честь 1000-летия крещения Руси.
Расчувствовавшиеся прихожане и гости внесли в пользу церкви значительные денежные пожертвования для приобретения необходимой церковной утвари, на установку новой ограды вокруг храма, на оплату деятельности священника и псаломщика, на другие нужды.
Вскоре, к великому сожалению, у нового состава церковного совета пошли разногласия и споры с исполнительным органом и ревкомиссией, которая не осуществляла должного контроля за правильным использованием собранных в день открытия денежных средств.
В начале сентября Епархия направила, как и было обещано, в Никулинский приход священника Закирова Бориса Насыровича, имевшего современные взгляды на жизнь. Он ездил на мотоцикле, чем сильно удивлял прихожан, занимался спортом, организовал секцию восточных единоборств в сельском Доме культуры, куда на тренировки ездили из близлежащих сел и даже из райцентра. Молодому и напористому священнику не понравилась возня и споры внутри Совета и он потребовал замены скомпрометировавших себя в глазах верующих членов Совета.
В декабре 1988 года состоялось собрание верующих с участием зампредседателя РИКа. Председателем Совета был избран Закиров, который впоследствии много сделал для укрепления церкви. Он имел авторитет среди священников района и в Епархии. Через несколько лет он был отозван в распоряжение Московской Патриархии.
Много еще было баталий и пересудов у верующих Никулинского прихода, но постепенно страсти улеглись, церковная жизнь вошла в нормальное русло и вот уже 20 лет идет своим чередом.
Юбилей канонизации СВЯТОГО
Сто пять лет с момента канонизации одного из наиболее почитаемых в России святых преподобного Серафима Саровского и 254 года со дня его рождения отметили 1 августа в селе Дивеево Нижегородской области.
В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре находятся мощи преподобного.
В этот день в Дивеево прошли праздничные богослужения, в которых приняли участие 11 архиереев православной церкви из российских регионов, Украины и Греции.
Масштабные торжества, посвященные преподобному Серафиму Саровскому, проводятся в Дивеево с 2003 года. К трем юбилеям - к 100-летию канонизации Серафима Саровского, которое отмечалось на всероссийском уровне в 2003 году, к 250-летию со дня рождения преподобного Серафима, отмечавшемуся 1 августа 2004, и к 300-летию Саровской пустыни в 2006 году - в Дивеево были проведены грандиозные работы по реставрации соборов, восстановлению “Богородичной канавки” и благоустройству территории. Сегодня действуют семь храмов и несколько скитов монастыря. В обители проживает более 400 сестер.
Преподобный Серафим (в миру Прохор Сидорович Машнин) - один из самых почитаемых в России и за ее пределами православных святых. Он родился 1 августа 1754 года в Курске в уважаемой купеческой семье. Отец его занимался возведением храмов, мать помогала супругу и воспитывала троих детей, из которых Прохор был младшим. С детства он мечтал о монашеской жизни и в 1778 году ушел в Саровскую пустынь. Пройдя за восемь лет все степени монастырского искуса, Прохор Машнин был пострижен в монашество с именем Серафим.
В 1793 году Серафим становится иеромонахом. Добровольно удаляясь в пустыни (безлюдные места), он проводит все время в строгом посте, в трудах и молитве, налагает на себя трехлетнее молчальничество, позже - затворничество.
Выйдя из добровольного заточения, Серафим начал принимать страждущих и исцелять их от физических и душевных недугов. В праздники к нему приходили тысячи верующих. Современники Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него. Ко всем преподобный Серафим с умилением обращался: “Радость моя!”.
Скончался Серафим Саровский 15 января 1833 года и был причислен к лику святых летом 1903 года. На торжества канонизации чудотворца в Саровскую пустынь съехалось, по разным данным, от 50 до 300 тысяч паломников, в том числе и император Николай Второй со своими домочадцами.
Первого августа 1903 года, в день рождения святого, его останки были открыты и торжественно помещены в специально приготовленную раку. В честь этого события, которое в церкви именуется “обретением мощей” и которое сопровождалось чудесными исцелениями больных, и установлен церковный праздник.
«Из Молитвы человека пожилого возраста»
Господи, ты знаешь лучше меня, что я скоро состарюсь. Удержи меня от рокового обыкновения думать, что я обязан по любому поводу что-то сказать… Спаси меня от стремления вмешиваться в дела каждого, чтобы что-то улучшить. Пусть я буду размышляющим, но не занудой. Полезным, но не деспотом. Охрани меня от соблазна детально излагать бесконечные подробности. Дай мне крылья, чтобы я в немощи достигал цели. Опечатай мои уста, если я хочу повести речь о болезнях. Не щади меня, когда тебя будет случай преподать мне блистательный урок, доказав, что и я могу ошибаться… Если я умел бывать радушным, сбереги во мне эту способность. Право, я не собираюсь превращаться в святого: иные у них невыносимы в близком общении. Однако и люди кислого нрава – вершины творения самого дьявола. Научи меня открывать хорошее там, где его не ждут, и распознавать неожиданные таланты в других людях. Аминь.