ГЛАВНОЕ – СОХРАНИТЬ КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
ГЛАВНОЕ – СОХРАНИТЬ КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
1 января 2009 года вступит в силу приказ министра МЧС России С.К.Шойгу, согласно которому на всей территории Российской Федерации будет окончательно сформирована федеральная противопожарная служба. Накануне этого важного события о причинах и значении проводимых мероприятий мы беседуем с начальником управления организации пожаротушения Приволжско-Уральского регионального центра МЧС России полковником внутренней службы Игорем Альбертовичем Кудрявцевым.
– Игорь Альбертович, расскажите, почему возникла необходимость столь существенного реформирования государственной противопожарной службы?
– На протяжении последних лет в нашем государстве активно проводится административная реформа, происходят существенные преобразования в структуре органов государственной власти, их задачах и функциях. В результате вступивших в силу целого ряда нормативно-правовых документов с 2005 года осуществление функций по тушению пожаров в населенных пунктах было полностью передано в ведение субъектов Российской Федерации. Федеральный центр оставил за собой организацию и тушение пожаров на критически важных для обеспечения национальной безопасности объектах, а также осуществление функций государственного пожарного надзора. В результате этого возник некий перекос в обеспечении пожарной безопасности наших граждан, субъекты остались один на один с проблемой организации тушения пожаров в населенных пунктах.
Для исправления ситуации МЧС России были подготовлены необходимые предложения, на основании которых Президентом Российской Федерации принято решение об увеличении численности личного состава федеральной противопожарной службы до 220 тысяч единиц.
25 октября 2006 года был принят федеральный закон № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности», который расширил полномочия федеральной противопожарной службы в части организации тушения пожаров в населенных пунктах. Теперь, как и прежде, в борьбу с огнем первыми вступают те, кто оказался ближе к очагу пожара. Ведь человеку, которому грозит опасность от пожара, неважно, кто будет его спасать – федеральные, субъектовые или муниципальные подразделения пожарной охраны.
– В реализации любой реформы основной проблемой всегда является сохранение служебного коллектива. Ожидается ли сокращение личного состава пожарных подразделений?
– С 1 января 2009 года планируемая численность федеральной противопожарной службы в Приволжско-Уральском региональном центре МЧС России составит 58710 единиц личного состава. Кроме этого, за период с 2008 по 2010 годы на территории Приволжского и Уральского федеральных округов планируется создать 907 подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации численностью более 23 тысяч единиц личного состава, из них 268 подразделений будут созданы уже в 2008г. Это позволит не только полностью сохранить имеющийся сегодня личный состав наших пожарных частей, но и к 2010 году увеличить процент прикрытия населенных пунктов подразделениями государственной противопожарной службы до 72% .
– По какому принципу происходит формирование подразделений федеральной противопожарной службы, и в чем будет ее принципиальное отличие от субъектовой и муниципальной пожарной охраны?
– Региональным центром разработаны методические указания по распределению численности личного состава, в которых определены критерии формирования подразделений федеральной и субъектовой пожарной охраны. Нами предложено формировать федеральные подразделения в столицах субъектов Приволжско-Уральского региона, в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также в тех муниципальных образованиях, где пожарные депо соответствуют всем современным требованиям. Численность подразделения федеральной противопожарной службы должна быть не менее 35 сотрудников, обязательно наличие газодымозащитной службы, кроме того, оно должно быть оснащено достаточным количеством пожарной техники и вооружения.
Что касается муниципальной пожарной охраны, то здесь нам предстоит еще много работы. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определил, что этот вид пожарной охраны создается органами местного самоуправления. В то же время Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы создания, реорганизации и ликвидации подразделений пожарной охраны в полномочия органов местного самоуправления не включил. По сути эти два закона противоречат друг другу. Но из сложившейся ситуации есть выход. Исполнение федеральных законов № 69-ФЗ и № 131-ФЗ возможно путем создания органами местного самоуправления необходимых условий для организации добровольной пожарной охраны. Многие субъекты РФ Приволжско-Уральского региона, в частности Курганская, Саратовская области, идут по пути создания пожарной охраны смешанного финансирования. Работников пожарной охраны для таких подразделений содержит субъект РФ, а здания пожарного депо, технику и ее обслуживание – органы местного самоуправления. Мы считаем, что такой вариант содержания пожарных подразделений возможен, и будем это только приветствовать.
При создании подразделений различных видов пожарной охраны достаточно сложным остается вопрос их лицензирования. Зачастую мы не можем дать соответствующее разрешение на осуществление функций по тушению пожаров, так как здания пожарных депо, количество личного состава и техники не соответствуют установленным нормам и требованиям, недостаточно боевой одежды и пожарно-технического оборудования.
– Согласно действующему законодательству на территории одного субъекта и даже муниципального образования могут одновременно существовать до 5 видов пожарной охраны. Каким образом будет осуществляться общее управление силами и средствами пожарных подразделений?
– Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утвержден соответствующим приказом МЧС России. Согласно этому документу начальников гарнизонов пожарной охраны, в состав которых должны входить все расположенные на подведомственной территории подразделения противопожарной службы, назначает начальник Главного управления МЧС России по субъекту РФ. Это вполне обеспечивает необходимый в нашей работе принцип единоначалия.
Возникающие сложности при привлечении для тушения пожаров ведомственных и частных пожарных подразделений в связи с отсутствием определенного порядка компенсации за данный вид работы необходимо решать путем заключения договоров, взаимных соглашений, а также путем согласования планов привлечения сил и средств.