Село моё, ты песня и легенда!
История сёл Октябрьского сельского поселения
Сёла, как люди: у каждого свой норов, своя судьба. Многое пришлось пережить за четыре с половиной века нашим сёлам. Однако, несмотря ни на что, они сумели сохранить неповторимый облик, свою яркую индивидуальность.
За 34 года работы библиотекарем в с. Антипинка я ни разу не встретила где-либо публикаций истории сёл Октябрьского сельского поселения. С большим интересом читаю статьи краеведов района о своих родных местах в «районке» . Восхищаюсь тем, что у многих из населённых пунктов известна дата их «рождения». Много на эту тему мы говорили с нашей землячкой, кандидатом исторических наук А.П. Даниловой. Изучение истории сёл нашего поселения затрудняется тем, что они на разных этапах своего существования относились к Алатырскому и Курмышскому уездам Симбирской губернии, были в составе Турдаковской, Сыресинской, Семёновской, Анастасовской, Порецкой волостей. Представляете, сколько архивов надо посетить, сколько бумаг просмотреть…
Вынося на суд читателей эту свою работу, я не претендую на историческую достоверность. Здесь очень много спорных вопросов, сомнений, загадок… Но давайте вместе с вами, уважаемые земляки, хотя бы ненадолго заглянем в далёкое прошлое наших деревень: Антипинки, Бредовки, Ломакина (Милованова), Дурасовки (Глебовки и Боголюбовки), Степановки и села Выползова. В настоящее время в состав Октябрьского сельского поселения входят сёла Октябрьское (переименовано из д. Дурасовка в 1965г.) и Антипинка. Других вроде бы уже нет.
Но наша память до сих пор хранит их названия, вызывая недоумение у заезжих гостей, когда в разговоре непроизвольно они услышат следующее: «из Дурасовки, ломакинские, Выползово» и т.п. Почему у д. Ломакино два названия? Почему у Дурасовки три – это известно (об этом можно прочитать в книге А.Ф. Волкова «Средь высоких хлебов затерялося…»).
Точного времени расселения людей в нашей местности пока нет. В 13-14 в.в. на культуру населения Чувашского Поволжья значительное влияние оказывает русский народ. Это влияние усилилось с 20-х годов 14 века с образованием Нижегородского княжества и особенно с основанием в 1372 году города Курмыша на реке Суре. После основания в 1221 году Нижнего Новгорода рубежи русских земель стали перемещаться к Чувашии и в 14 веке вплотную подошли к реке Суре. Вероятнее всего, население в нашу местность переселилось из Нижнегородчины. Где располагалось первое поселение наших нынешних сёл, можно предположить. На краю села Выползово есть большое поле. Его до сих пор зовут «Жилищи».
Земли там очень плодородные. На этих землях раньше всегда сажали махорку. До сих пор там можно найти кости животных, осколки от глиняной посуды. Вероятнее всего это и было первое (древнее) поселение наших предков. Об этом говорит и название – «Жилищи». Могу предположить, от слова «жить», «жители».
До июня 2007г. эти данные были лишь рассказами очевидцев. Недавно в библиотеку поступила «Чувашская энциклопедия», где говорится об Антипинском, Выползовском селище.
Антипинское селище является русским поселением 16-17 в.в.
В конце 80-х годов 20-го века при распахивании огородов Гришиным Е.А. был разрыт фундамент сгоревшего храма (стоявшего там до 1864 года). Евгений Анатольевич рассказал, что, раскопав фундамент, он был поражён его кладкой. Остов здания выложен из красного, плотного кирпича очень интересным способом – ёлочкой. Пол бывшего храма был выстлан плитами. На полу большое скопление золы и пепла, очевидно от сгоревших деревянных стропил, потолка и деревянных перекрытий. П.Н. Ефимов (бывший председатель сельсовета, 1922г.р.) вспоминал как-то, что в 1930-е годы из Порецкого приезжал человек, немец по национальности, и перевёз остатки кирпича бывшего храма в райцентр. Пётр Николаевич утверждал, что это был кирпич и нужен он был для постройки какого-то сооружения в селе Порецкое. Из этих воспоминаний можно предположить, что прежний, сгоревший храм до 1860 годов в нашем селе был каменным. Но точного подтверждения пока нет. Это только предположение, хотя и основано на рассказах очевидцев. Примерно в это же время на огородах у Е.Гришина выпахали трактором гробы, похожие на дубовые колоды. Точно такие же гробы были найдены недалеко от «Жилищ» и нынешних кладбищ в с. Антипинка, когда там делали плотину. Когда бульдозер сгребал землю, чтобы сделать запруду, в воду стали падать колоды. Выловив одну из них и открыв, люди с ужасом увидели человеческие останки. Они снова были закопаны в землю. Впоследствии огороды стали пахать не так глубоко, чтобы не выпахивать гробы – колоды. Скорее всего это было первое захоронение наших предков. Они до сих пор лежат неизученные. Археологи, видимо , не хотят этим заниматься.. Сколько тайн можно было бы раскрыть путём этих исследований на территории маленького села.
Работая недавно в Центральном государственном архиве Чувашской Республики в г. Чебоксары, я натолкнулась на интересный документ, касающийся далекого прошлого Поменского края. Документ этот относится к 1552 году, к годам правления на Руси Иоанна IV Грозного. В апреле 1552г. русское правительство решило предпринять новый поход для взятия Казани. Русские войска во главе с Иваном IV в составе 150 тысяч воинов и 150 пушек выступили из Москвы в середине июня. Пехота и конница шли сухим путем через Муром. Остальное войско и снаряжение были направлены водой по Оке и Волге.
От Алатыря основное ядро войска продвигалось примерно по линии современной юго-восточной границы Чувашии. Вот мы и подошли к тому самому документу, о котором я говорила в начале. «1552 года 1 августа – Иоанн Грозный с войском останавливается на р. Мене и освящает в ней воду. На следующий день он переправляется за р. Алатырь».
Этот документ доказывает, что 455 лет назад наша речка уже имела свое историческое название, которое носит и поныне – Меня. В переводе с татарского слово «меня» звучит как «налим». Действительно, налима в нашей реке много.
Алатырь стал центром крупного мордовско-русского уезда. Уезды, за исключением Алатырского, делились на волости. Алатырский уезд делился на станы. В этот же период впервые упоминается Менский и Верхоменский стан. Этому первому упоминанию о нашей местности без малого 450 лет, и относится оно к концу 16 века. Об этом говорят и археологические раскопки Антипинского селища. Так что есть предположение , что сёла Поменья старше официального упоминания села Порецкого (1591г.).
В 18 веке помещики Чувашии проходили военную службу. К месту службы и жительства все они вывозили зерно и прочие продукты питания. Помещик М.Языков, владевший поместьем в селении Дурасовка Алатырского уезда, в течение всей первой половины 18 века возил такие запасы из своего хозяйства к месту службы. (О.р. ГБ СССР, ф. Архив Пазухиных, папка 20, д.49). М.Языков в своё хозяйство присылал часть вырученных от продажи зерна денег. (там же. Папка20. д. 49). Государственные подати поглощали большую часть доходов владельческих крестьян Чувашии. Жалоба крестьян деревни Дурасовки Алатырского уезда своему помещику М.Языкову рисует типичную картину неимоверно тяжёлого труда: «...платить у нас подати государя некому, толка нас платит мужиков 3 десятка», (О.Р.ГБ СССР, ф. Архив Пазухина, п.20).
Феодалы всё сильнее стали следить за хозяйственными занятиями, личной жизнью и передвижениями крепостных крестьян. Помещики по своему произволу распоряжались имуществом и личностью крестьянина. Они могли лишить их земли и имущества, могли переселять в другие места. Такой случай произошёл и в нашей местности. Помещик за какую-то провинность переселил 18 дворов из с. Выползова в д. Дурасовку на верхний порядок (где сейчас проживает Абносов А.Я.). До сих пор некоторые фамилии встречаются в обоих сёлах. (Агафоновы, Глуховы и другие). Эти фамилии исконно выползовские. А с мест, куда поселились крепостные из Выползова, крестьян променял на борзых собак в деревню Степное Коровино. Известно, что в период феодализма крестьяне постоянно боролись против своих угнетателей как умели.
Весть о Пугачёве и его манифесте, призывающем к истреблению дворян, мгновенно пронеслась по всей округе.
Восстали почти все селения Алатырского уезда. В селениях Козловке, Ряпине, Ломакине, Анастасове, Коровине, Выползове и других восставшие убили помещиков и разгромили их имения. (ЦГАДА, ф. 1165, кн.19, лл. 247-255). Следы этого разгрома помещичьих имений на территории нашей местности можно видеть и сейчас.
На кладбищах села Выползова (сейчас в составе села Антипинка – авт.) сохранилась могильная плита с надписью: «Здесь покоится помещица Прасковья Борисовна, (фамилия уничтожилась временем), погибшая от руки злодея Пугачёва 22 июля 1774г.». Ради справедливости надо отметить, что сам Пугачёв в нашей местности не был. Это злодеяние совершили приближенные Пугачёва, направленные им в нашу местность. Из архивных данных мной выявлена и фамилия убиенной Прасковьи Борисовны. В ноябре 1774 года Алатырская провинциальная канцелярия составила ведомость об убитых отрядом Емельяна Пугачёва в Алатырском уезде дворянах, приказных служителях и лицах других сословий:
«Ведомость, сколько со время бытности в городе Алаторе и в Алаторском уезду известным государственным злодеем Пугачёвым, его разбойническою толпою за городом Алаторем и в Алаторском уезде дворян, их жён, детей и разного звания людей убито, и какими смертьми, и в каковых кто летах.
Алаторского уезда деревни Ломакины помещики:
Капитан Николай Александров сын Лихутин (35) с женою Анною Ивановной (16).
Села Выползово помещица Прасковья Борисовна дочь Телегина повешена злодеями в селе Семёновском (80 по другой версии 90).
Деревни Ломакины помещица вдова Авдотья Федотова дочь Тимашева повешена злодеями в селе Сутяжном (35).
Всего войском Пугачева в Алатырском уезде было убито 252 человека. Самому старшему было 90 лет, самому юному - 5 месяцев. (РГАДА. Ф.1274.-Оп.1.-Кн.183.-Л.247-255).
В 1775-1781г.г. вместо существовавших 20-ти губерний Россия была разделена на 50-т губерний. Симбирская губерния была образована в 1780 году и разделена на 8 уездов (в том числе Алатырский, Ардатовский и Курмышский).
По метрическим книгам , которые имеются у нас, начиная с 1856 года можно проследить жизнь крепостных крестьян с середины 19 века. Деревни Дурасовка (ныне с. Октябрьское), Бредовка и село Выползово принадлежали господам Мятлевым. Деревни Антипинка и Ломакино принадлежали господам Скребневым. В деревне Степановке крестьяне были удельными. В Антипинке встречаются дворовые люди господина Шибаева.
В 1864 году была построена ныне действующая церковь св. апостола Иоанна Богослова. Земли под постройку храма выделили и сестры Кунордины из дворян, проживавшие в деревне Ломакино (ныне в составе села Антипинка). Храм наш трёхпрестольный: св. апостола Иоанна Богослова, Рождества Христова и Св. князей Бориса и Глеба. По метрическим книгам можно предположить, что Ломакино было в то время зажиточной деревней. В ней проживали дворяне, священники, отставные полковники – весь цвет села. В настоящее время она представляет из себя всего одну улицу с домами в один порядок. Проживает там всего 8 жителей и расположено 5 жилых домов.
Первая школа в нашей местности появилась в 1870-х годах и была она церковно-приходская, где получали двухклассное образование. Занятия проходили в церковной сторожке. Учёбу проводили местные священники. В 1880 году была построена пятистенная школа с тремя классами. После революции 1917 года школы размещались в частных домах бывших кулаков Дмитриева, Горелова, Овсянкина. В 1923 году в д.Дурасовке была построена начальная типовая школа, заведующим которой был Филатов М.М. В 1935 году она сгорела, и из кулацких домов была построена семилетняя школа. В 1951 году на средства государства была построена семилетняя школа на 200 мест на так называемой Сладкой линии (ныне ул. Полевая). В 1964 году она за одно лето силами коллектива учителей и с помощью колхозов была перенесена на место, где располагается и поныне. Около школы был разбит фруктовый сад. 1 сентября 1967 года в Порецком районе была открыта седьмая по счёту средняя школа – Октябрьская. В школе обучалось 412 учащихся. В 1969 году школа выпустила своих первых выпускников – 28 учащихся.
В 1990 году была построена новая типовая двухэтажная школа. С 1 сентября 2006 года Октябрьская средняя школа перешла в статус общеобразовательной.