Модернизация образования: Псковский вариант
Недавно мне довелось в составе делегации руководителей муниципальных органов управления образованием, возглавляемой министром образования и молодежной политики Чувашской Республики, побывать на стажировке в Псковской области, где, как и у нас, реализуется комплексный проект модернизации образования. Общение с коллегами из другого российского региона оказалось полезным и интересным.
Насыщенная программа стажировки включала в себя встречу за круглым столом, посвященную развитию региональных систем образования Псковской области и Чувашской Республики, на которой выступили начальник Государственного управления образования Псковской области Емельянова В. и министр образования и молодежной политики ЧР Чернова Г. С большим интересом руководители Псковской области восприняли презентацию Стратегии развития образования в Чувашской Республики до
Мы познакомились с работой Псковских региональных Центров оценки качества образования, информатизационных технологий и дистанционного образования – учреждений, аналогичных нашему республиканскому Центру новых образовательных технологий. На Псковщине, подобно Чувашии, с
Побывали мы в школах различных типов. В Пскове нам представили крупный образовательный комплекс, в котором обучается 2300 учащихся. В комплекс входят дошкольное учреждение и общеобразовательная школа для детей микрорайона, реализующая программу интеграции общего и дополнительного образования. В школе работает несколько хоров и хореографических ансамблей, выступающих в различных жанрах, студия изобразительного искусства, разнообразные спортивные секции, для работы которых оборудовано 2 спортивных зала. Впечатляет издательский Центр школы, оснащенный современной копировальной техникой. В школе издается несколько предметных газет, творческие и научно-исследовательские сборники, буклеты, методические материалы. Медицинский блок школы включает в себя кабинет врача-педиатра, стоматолога, физиотерапевтический кабинет.
Школа иного типа – гимназия – в маленьком старинном городе Печоре. Опыт духовно-нравственного воспитания этой школы очень напоминает работу алатырской гимназии № 6. Школа сотрудничает с Псково-Печерским монастырем, организуя совместные конференции, Рождественские чтения, детское православное движение «Вестники» и летний православный лагерь в подсобном хозяйстве монастыря. В нашем районе, как известно, 2 года в школах преподается факультативный курс «Основы православной культуры», проводятся Рождественский и Пасхальный праздники.
Больше всего меня заинтересовала, разумеется, работа сельской школы. Одну из лучших школ области в поселке городского типа Палкино нам и представили. В Палкинском районе, как и у нас в Поречье, остро стоит демографическая проблема. Количество учащихся неуклонно снижается, села пустеют. Учеников в районе вдвое меньше, чем у нас (700 учащихся против 1550 в Порецком районе). В базовой средней школе поселка обучается 330 учащихся, 30 из которых подвозятся на школьном автобусе из близлежащего села. Для сравнения: в Порецкой СОШ обучается 745 учащихся. Если Порецкая СОШ после реконструкции выглядит солидно, привлекательно, то здание Палкинской СОШ, построенное в 80- ые годы, очень скромное. У школы нас встречали директор, учителя, дети. Как и у нас, в летнее время ребята поливали клумбы, занимались в пришкольном оздоровительном лагере. Кстати, за 2 смены в лагере Палкинской СОШ отдохнет 250 чел., т.е. 80% детей – очень высокий показатель.
Активность и старание администрации и педагогического коллектива Палкинской СОШ чувствовались во всем: вестибюль, коридоры, лестничные пролеты школы украшены детскими рисунками, резьбой по дереву. В школьном музее собран богатый материал из истории школы, поселка и оформлен фрагмент русской избы, где выставлены предметы старинного быта. Главная гордость школы – достижения в области информатизационных технологий. В каждом кабинете имеется компьютер, проектор, набор цифровых пособий. В небольшом коллективе 80% учителей имеют высшую категорию, трое завоевали премию Президента РФ. Увлеченно, со знанием дела рассказывали они об использовании различных компьютерных программ. Результат работы – успехи детей. Без какого-либо административного нажима ежегодно примерно 60% выпускников успешно сдают ЕГЭ по выбору (в Порецкой СОШ в этом году третий ЕГЭ по выбору сдавали лишь 12% выпускников, в Напольновской СОШ ЕГЭ по выбору вообще не сдавали, в Кудеихинской СОШ – 70 % выпускников сдали третий ЕГЭ только на «4» и «5», в Анастасовской и Семеновской СОШ третий ЕГЭ сдали успешно 45% выпускников).
В сельских школах Псковщины финансовых средств тоже не хватает, с
Мы часто жалуемся на недостаток средств, но подобные поездки помогают убедиться, что в наших школах материальная база не хуже. Например, оснащенность компьютерами в Псковской обл. составляет 15 учащихся на 1 компьютер, тогда как в нашем районе 9 учащихся на 1 компьютер. Другое дело- многие ли учителя умеют пользоваться компьютером и насколько хорошо? Конечно, сегодня в каждой школе есть педагоги, уверенно готовящие презентации, тесты, электронные журналы, активно использующие Интернет, появились сайты учителей, классов. Примером для подражания являются Смирнова В.В. (Порецкая СОШ), Кирилина Н.П. (Кудеихинская СОШ), Глебочева Т.Н. (Семеновская СОШ), Луньков Е.А. (Анастасовская СОШ), Бучурлина Н.Н. (Турдаковская ООШ), Чулкова М.Н. (Октябрьская ООШ). Тем не менее таких учителей пока мало.
Многое у псковских коллег можно перенять, но в целом Чувашия занимает лидерские позиции в модернизации образования.