Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРА

 

В эпоху  бурного  развития  информационных  технологий   компьютер  воспринимается  как  неотъемлемая  часть  нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни учебу, ни досуг и часами просиживают один на один со светящимся экраном.

Хорошо это или плохо? Некоторых родителей это радует:  ребенок сидит дома,  не пропадает на улице, а поэтому у них не возникает причин для беспокойства.  На чрезмерное увлечение компьютером родители, как правило, не обращают внимание до тех пор,  пока в поведении ребенка  не появляются ярко выраженные  отклонения, такие как воровство денег, прогулы школьных уроков. Но даже эти симптомы  не всегда воспринимаются как серьезные нарушения в развитии ребенка. На самом деле игровая или компьютерная зависимость рассматривается психологами и психиатрами как одна из форм аддиктивного поведения.

 

Ощущение

всесильности

 

Установлено, что азартные игры могут вызывать зависимость, в чем-то напоминающую алкогольную или даже наркотическую. В детском возрасте игровая зависимость обычно развивается в отношении компьютерных игр. При этом такая полезная и необходимая вещь, как компьютер, таит в себе еще одну опасность – зависимость от него самого. Впервые о компьютерной  зависимости заговорили в конце 80-х гг. прошлого века. Ее симптомами являются: навязчивое желание выхода в сеть Интернета и непреодолимая тяга к поиску информации в сети, пристрастие  к работе (играм, программированию или другим видам деятельности). Из-за  неограниченного доступа  к информации это нередко создает иллюзорное ощущение всесильности. Особая опасность стать зависимым от Интернета подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются почти единственным средством общения с миром.

Другим проявлением компьютерной  зависимости  является патологическое  стремление играть в сетевые игры.  Побочным эффектом видеоигр становится чрезмерная вовлеченность, нарастание агрессивности ( особенно у детей).

Специалисты в области  интернет-зависимости особо выделяют увлечение  общением с друзьями по сети. Это опасно, поскольку может повлечь за собой желание заменить реальную жизнь, семью, друзей виртуальной жизнью, удовлетворяющей практически любым критериям.

Если человек лишается возможности пользоваться  компьютером и выходом в Интернет, у него возникает подавленное настроение, все остальное в жизни теряет свой смысл. В  запущенных случаях  зависимый перестает  обращать внимание не только на окружающих, но и на себя, на свой внешний вид, перестает выполнять элементарные гигиенические процедуры. Самостоятельные попытки избавиться от зависимости  чаще всего приводят к развитию депрессивного состояния, которое проходит, когда больной возвращается к привычному занятию.  По мнению врачей, тяга к компьютерной игре намного сильнее и избавиться от нее труднее, чем от наркотиков.

 

Медицина против

игромании

 

Проблема игровой зависимости признана  серьезной угрозой  психическому и физическому здоровью населения в нашей стране  и уже обсуждалась на государственном уровне. В июне 2006г в Москве проходила  научная конференция «Игровая зависимость: мифы и реальность», среди участников которой  наряду с психологами, психиатрами, психотерапевтами были и представители  законодательной (Государственная дума) и исполнительной власти (Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования и науки), представители СМИ. Специалисты, работающие с детьми, большую опасность видят в возрастающей компьютерной зависимости детей и подростков. Здесь каждый случай требует особого изучения: часто за кажущейся компьютерной зависимостью  могут скрываться психологические проблемы, такие как неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, социальная дезодаптированность. Как правило, зависимыми от компьютера становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, без серьезных увлечений. Именно они находят в компьютерном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психологического состояния. Надо хорошо понимать те чувства, которые испытывает ребенок во время увлеченной игры на компьютере: игра дает ребенку те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Это широкий спектр – от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не вставая с места!  Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка – аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром.  Поиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не  удается идти в жизни по пути «радостного взросления».

Мальчиков привлекает реализация их агрессивных тенденций. Ведь практически все подростковые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. А ведь ролевая игра – не простое развлечение. В такого рода играх быстро усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые агрессивные компьютерные игры,  так как они могут спровоцировать незрелую, неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов уже не в игре, а в жизни.

 

Ролевые игры

и Интернет

 

С точки зрения психологии наиболее интересными и опасными для детей являются ролевые игры. По сведениям целого ряда зарубежных  и российских психологов, именно ролевые игры способны больше всех остальных компьютерных игровых программ сформировать устойчивую психологическую зависимость.

Не меньшую опасность для неокрепшей психики детей, считают специалисты, таит и, казалось бы, безобидное общение в Интернете. Бывают случаи, когда у некоторых психически неустойчивых подростков, «примеряющих» на себя различные виртуальные образы, возникают проблемы с самоидентификацией – происходит отчуждение “Я”, начинается раздвоение личности по типу компьютерной шизофрении.

Но даже если компьютер ребёнка не подключён к Интернету, это не означает, что многочасовое сидение полезно для детей. Компьютер искажает мышление ребёнка, учит мыслить не творчески, а технологически. Мышление ребёнка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность – то, что раньше всегда было присуще детям. Поэтому, по мнению психологов, для развивающегося ребёнка компьютер вреден. Чем позже мальчик или девочка за него сядут, тем лучше.

Детские психологи и психиатры уверены, что единственным на настоящий момент проверенным способом профилактики компьютерной зависимости у ребёнка является увлечение деятельностью, не связанной с частым использованием компьютера, чтобы он не стал заменой реальной жизни. Задача взрослых – показать растущему человеку, что существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

 



"Порецкие вести"
07 июня 2008
00:00
Поделиться