Валовое производство молока, по сравнению с прошлым годом, в целом по нашему району за 4 месяца держится на прежнем уровне.
Если взять по стране, то по отчету министра сельского хозяйства России А. Гордеева, который он сделал на встрече с Председателем правительства РФ В. Путиным на прошлой неделе, оно возросло. Из этого следует, что производители молока должны бы радоваться, больше продукции, больше доходов. К сожалению, получается наоборот, продукции больше, а закупочные цены на них снижаются. Ладно бы продукция была невостребованной, не пользовалась спросом. В то же время непомерно высокими для селян становятся цены на энергоносители, промышленную продукцию, различные услуги. Вот и получается, село производит один из самых необходимых для всех категорий населения продукт питания, а его за это хотят превратить в нищего.
За примерами далеко ходить не надо, их достаточно и по нашему району. Об этом говорит и такая цифра: продав 880,4 т цельного и сортового молока в среднем по 9-03 рубля за 1 кг, по району за 4 месяца упущена выгода на сумму 252,2 тыс. рублей. Из десяти сельхозкооперативов лишь 4 реализовали свое молоко выше среднерайонной реализационной цене, получив при этом дополнительной выручки: «Маяк» – 165 тыс. руб., им. Ленина – 43,7 тыс. руб., ООО ОПХ «Простор» – 42,4 тыс. руб. и ЗАО «Рындино» – 5,4 тыс. руб. Остальные хозяйства от ее реализации понесли убытки. Больше всех пострадал СХПК «Никулинский», недополучив за реализованное в этот период молоко 152 тыс. рублей; 53,7 тыс. СХПК «Новь»; 21 тыс. руб. им. М.Горького; 14,3 тыс. руб. «Семеновский»; 11,2 тыс. руб. «Восход»; 5,8 тыс. руб. «Заветы Ильича». Частично здесь есть вина и самих хозяйств: они заключили с посредниками договора по реализации своей продукции на перерабатывающие предприятия по ценам ниже, чем те хозяйства, которые поставляют ее напрямую. Пример СПК «Маяк» и им. Ленина, которые реализуют молоко непосредственно в ОАО «Чебоксарский гормолзавод» по цене от 8 до 9 рублей, в зависимости от сорта, и ООО «Молочное дело» г. Шумерля по цене от 7 рублей и выше. Закупочные цены Порецких предпринимателей не выше 6 руб. 50 коп., а 5 хозяйств продают его и вовсе по 6 рублей. В итоге всего этого за 4 месяца текущего года только 2 хозяйства, реализуя свою продукцию непосредственно на заводы, получили 208,7 тыс. руб. выгоды, а 6 сельхозкооперативов, работая с посредниками, остались в проигрыше. Предприниматели, работая с нашими хозяйствами, по результатам реализации их молока получают разницу от 1 рубля и выше за каждый проданный переработчикам литр молока. По нашему району 14 из 16 производителей свою продукцию сдают частным предпринимателям Страхову, Низову, Чарыкову и Тихонову. Создалась ситуация монополии на закупку молока частниками. Есть вероятность их сговора по диктату закупочных цен. Не лучше ли непосредственным производителям объединиться, закупить необходимый транспорт и отправлять молоко хозяйств и личных подворий со своих территорий напрямую переработчикам, минуя посредников. Те потери, которые понесли хозяйства от разницы цен, возместят расходы на приобретение техники и транспортировку продукции. Это мое мнение. На местах необходимо все продумать, просчитать и принять разумное решение.
Еще ниже закупочные цены установлены частными предпринимателями на реализацию молока у населения. Все они закупают с частных подворий молоко по цене 5 руб. 50 коп., ЧП «Тихонов» на 50 коп. больше. Неужели литр такого ценного продукта и труд, вложенный на его производство оценивается в 4 раза дешевле 1 кг дизтоплива? Поэтому нечего удивляться по факту сокращения поголовья скота, особенно коров, в личных подворьях. Скорее всего в ближайшие годы при такой ценовой политике сельский житель забудет, что такое корова, и полностью перейдет, как и большинство городского населения, на концентрированное сухое молоко, импортируемое из-за границы, или будет его, в лучшем случае, производить лишь для личного потребления в небольших количествах.
Поставив производителя молока на местах в наихудшие ценовые условия, переработчики сырья себя пока не обижают, реализуя молочную продукцию своих предприятий по ценам, несоизмеримым с закупочными. Так ОАО «Чебоксарский гормолзавод», закупая молоко 1 сортом по цене 8,30, высшим – по 9,13, молоко 2,5% жирности отпускает в торговую сеть по цене 22 рубля за 1 л, сметану 25% жирности по 59 рублей 40 коп., творог 5% – по 121 рублю и т.д. По другим предприятиям переработки республики отпускные цены ниже, но все равно в разы выше закупочных.
Из вышеизложенного поневоле возникает вопрос: как же выжить производителю молока на местах, когда цены диктует не тот, кто кормит, доит, ухаживает за скотом, а тот, который даже представления не имеет, каким трудом это молоко достается?