Об отцовском уговоре помнят и дети
Давно отгремели залпы той Великой войны, заросли окопы и солдатские могилы, утихла боль потерь, но живет память о тех великих годах.
Тяжело было ковать победу на фронте, но и в тылу, где все легло на женские плечи, не легче. Приходят на память строчки из стихотворения:
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все без конца, и без счета:
Печали, труды и заботы
Легли на тебя на одну.
Еще живут среди нас те женщины, которые выстрадали, выстояли в той войне. Им бы памятники поставить при жизни и при встрече кланяться до земли.
Об одной из них мы узнали из письма, что недавно пришло на адрес редакции.
« …Я хочу рассказать о Синдяковой Елизавете Васильевне, которая проживает в Любимовке. Она наша соседка, но на самом деле сейчас самый близкий для нас человек.
История дружбы двух наших семей уходит в далекий 1941 год. Когда наш папа Лоскутов Василий Григорьевич и сосед дядя Гриша Синдяков уходили на фронт, то между ними был уговор: «Если кто-то один из нас погибнет, а второй вернется живой, то тот и будет первым помощником соседской семье».
Всю войну мама и тетя Лиза работали в колхозе от темна до темна: пахали, сеяли, молотили. Поддерживали друг друга и делились последним куском, воспитывали детей и ждали мужей с фронта. Суждено было вернуться одному, а наша соседка получила похоронку: «…Синдяков Григорий Васильевич пал смертью храбрых…».
Папа, вернувшись с фронта, до конца своих дней не нарушил того уговора. Он взял на себя всю заботу о семье соседа: выполнял по хозяйству мужские работы, устраивал на учебу двух сыновей. После войны у нас в семье народилось еще шесть детей. Тетя Лиза помогала маме присматривать за детьми. Мы, все дети Лоскутовых, так и зовем ее – няня.
Уже давно нет в живых наших родителей Лоскутовых Василия Григорьевича и Клавдии Николаевны. Но по-прежнему с нами рядом наша няня Елизавета Васильевна – единственный долгожитель в нашей Любимовке. В свои 95 лет у нее ясный ум, твердая память. Она себя обихаживает, даже сама себе дров на зиму заготавливает. Каждый день делает отвары из разных трав, которые сама собирает и сушит. И за нами до сих пор строгий досмотр: так ли и вовремя ли посадили огород, почему долго по утрам спим, все ли кругом ладно. Я сейчас живу в родительском доме, стараюсь помогать в быту: в бане помою, постираю, в доме приберу, а уж вкусненько покормить – так это на первом месте.
Няня, милая, живи долго-долго. Мы тебя очень любим, все дети Лоскутовых: Александра, Галина, Тамара, Николай, Геннадий, Анатолий, Римма, Валентина и наши семьи. Пятого мая наша няня отметила свое 95-летие».