Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Как питаться в Великий пост

 

Великий пост начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы и Страстной седмицы. Четыредесятница установлена в воспоминание жизни Господа Иисуса Христа на земле в честь сорокадневного пребывания в постном подвиге в пустыне Самого Спасителя, а Страстная Седмица посвящается воспоминанию последних дней земной жизни, Страданий, смерти и погребения Иисуса Христа.

Православная церковь, предписывая хранить весь Великий Пост, издревле установила проводить с особой строгостью первую Страстную Седмицы.

В первые два дня первой недели установлена высшая степень поста – в эти дни предписывается полное воздержание от пищи. В остальные дни Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания – пища принимается один раз, без масла, в вечернее  время.

В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной пищи, с маслом, причем дважды в день.

Последняя, легчайшая степень воздержания, то есть употребления в пищу рыбы, разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (если он приходится не в Страстную Седмицу) и в день Вербного воскресения. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра.

В Страстную седмицу предписывается пост второй степени – сухоядение, а в пятницу и субботу – полное воздержание от пищи.

Итак, пост в святую Четыредесятницу, по правилам Церкви, состоит не только в воздержании от мяса и сыра, но даже и от рыбы и от масла; состоит в сухоядении (то есть без масла), а во время первой седмицы первые два дня предписывается проводить вообще без пищи.

Отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную: «Есть такие хранители Четыредесятницы, – говорит бл. Августин, – которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они не страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей».

 

 

О послаблении поста

Всякий пост в Православной Церкви разумеется прежде всего как добродетель воздержания и в том числе воздержание от пищи или определенного вида пищи.

 

А поскольку эта форма воздержания предписывает нашему физическому организму, то Церковь всегда учитывает возможности каждого индивидуального организма и соответственно им назначает пост. Естественно, исполнение всех строгостей требуется от людей физически здоровых и крепких, ибо пост для таких верующих будет всегда служить великим благом. Пост таких еще больше укрепляет, и не только физически, но и духовно. Другими словами, здоровые и крепкие люди имеют нужду в применении к своему организму всех строгостей поста.

Но если речь идет об организме слабом, требующем физического лечения и подкрепления, Церковь всегда для таких верующих делает послабление поста. Процесс послабления поста совершается Церковью на основании учения о посте как средстве, а не цели духовной жизни. Пост всегда для православного верующего должен служить средством для достижения духовных благ и устремления к вещам непреходящим и вечным. Поэтому люди пожилые и больные, нуждающиеся в лечении, подкреплении своих  организмов, пользуются постом в своей духовной жизни настолько, насколько их физическое здоровье позволяет это совершить.

Конечно, каждый отдельный организм слабого или больного человека по-разному требует ослабления поста и в разной степени, и это всегда должно определяться соответственно нуждам организма. На помощь пожилым и больным, нуждающимся в послаблении поста, приходят священники и старцы, которые помогают им определяться в послаблении поста и благословляют им совершать это в своей жизни. Естественно, лучше всего в этом отношении помогают духовные отцы своим чадам, нуждающимся в послаблении поста, ибо они хорошо знают своих чад и легко определяют необходимую меру послабления.

 

 

О пользе и вреде

В прежние времена против поста, установленного Церковью, сильно возражала медицина, утверждала, что пост убивает силы человека. Однако в последнее время указания медицины близко сошлись с требованиями религии. Прежде всего, дознано, что образованные классы общества употребляют в пищу чересчур большое количество мяса, и что эта мясная обильная пища бывает причиною серьезной порчи организма, порождая значительные недуги, из которых самый распространенный, при сидячем образе жизни и такой пище, – атеросклероз. Серьезные врачи в один голос требуют употребления разнообразной пищи и настаивают на том. чтобы заменять мясо зеленью и всевозможными кушаньями из круп.

Медицина пришла также к тому, что мы постоянно переобременяем себя излишним количеством пищи, с которым организм не справляется, отчего постоянно происходит засорение и отяжеление организма. Некоторые доктора пришли даже к выводу, что необходимо давать организму совершенный отдых от пищи раз в неделю в течение полных суток. Не принимая в течение этого времени ничего, кроме малого количества воды и, сверх того, проводя сутки в усиленном движении. Наконец, никто уже не возражает теперь против того положения, что наиболее полезным для человека является чередование пищи растительной и мясной: то именно распределение, которого придерживаются люди, исполняющие церковное установление о постах.

Русский народ, который в предшествующие века строжайшим образом соблюдал посты, был крупнейшим по росту и по силе народом, здоровью и виду которого завидовали иностранцы. Так было в Париже, когда мы заняли его после наполеоновских войн: парижане изумлялись росту и здоровью русских солдат. Давая отдых организму, мы способствуем увеличению продолжительности жизни. Замечено также, что строгие постники, в каких бы трудах они ни находились, жили гораздо дольше, постоянно слишком обильно питающихся.

 

 

Семья – это маленькая церковь

Особенно важным время Великого поста является для семьи, где больше всего верующим концентрируется внимание на плодах духовной жизни.

Так же, как в храме и в обществе, Православные христиане в своих семьях стремятся максимально воспользоваться благодатным великопостным временем. Семья – это маленькая церковь. И здесь должно совершаться все то, что совершается в Великой Церкви. Прежде всего в доме верующие создают такую же обстановку, какая царит в храме, члены семьи уделяют больше времени молитвам, во время которых совершают поясные и земные поклоны. Пища готовится и принимается по предписанию Церковного устава. В семье царит покой и тишина, не проводятся утомляющие и рассеивающие увеселения, развлечения.

Кроме того, Великий пост способствует более тесному сплочению семьи и углублению любви между ее членами. Пост воспитывает еще большую жертвенность  друг другу, милосердие, прощение. Особенно важна среда семьи для укрепления верующих в добродетелях смирения и терпения.

 

 

Перед иконой Божией Матери

В глазах Ее я вижу скорбь.

Об участи  Его Мать знает.

И Ей, конечно, Сына жаль,

К себе Его все крепче прижимает.

 

Но миру нужно Сына дать,

Чтоб искупить грехи людские.

Он должен мучиться, страдать,

Познать все горести мирские.

 

Крест для того, чтобы распнуть,

Но Мать Его благословляет.

Он встал на тот тернистый путь,

И вместе с Сыном Мать страдает.

 

Перед иконой той святой

Во храме свечку зажигаю,

Я за своих сынов прошу,

Она поможет, точно знаю.

                        В. Зайцева.



"Порецкие вести"
22 марта 2008
00:00
Поделиться