Учителя сдают ЕГЭ
В середине недели в Порецкой школе состоялось заседание районного Попечительского совета. В повестке дня были три вопроса: реализация приоритетного национального проекта “Образование” в Порецком районе; обсуждение итогового протокола мониторинга оценки результативности деятельности руководителей школ; утверждение плана работы на 2008 год. В работе Совета участвовали директора школ, сельские главы, некоторые руководители организаций района. В обсуждении важных вопросов приняли участие и.о. главы района Е. Лебедев, председатель районного Собрания депутатов А. Коннов.
Об итогах реализации нацпроекта в районе рассказала начальник отдела образования Г. Малофеева. Она говорила о базовых школах и современных информационных технологиях, денежном поощрении учителей и совершенствовании материально- технической базы, стимулировании школ, наглядных пособиях и оборудовании, дополнительном ежемесячном денежном вознаграждении.
На сегодня в районе созданы школы нового типа – ресурсные центры – Напольновская и Порецкая; базовые школы муниципального уровня – Анастасовская и Семеновская; республиканского уровня – Кудеихинская СОШ. На 9 автобусах ежедневно сюда доставляется 218 детей из близлежащих школ.
В республике оптимизация сети школ начата в 2002 году. За пять лет реструктуризировано 340 общеобразовательных учреждений. Реструктуризация преследует главную цель: создать такую модель современной школы, которая обеспечивала бы новое качество образования, равенство доступа к образовательным услугам и ресурсам.
В результате реструктуризации в 2007 году по Чувашии было закрыто 20 школ, 17 филиалов и структурных подразделений, поменяли свой юридический статус 28 школ. Что касается нашего района, то закрыта Гартовская школа, но зато в прошлом году построена Семеновская школа. Для сведения, в Чувашии насчитывается 542 школы (в 2006 год – 561).
Можно привести и такие цифры, которые не требуют комментария. В этом учебном году в школах республики учатся 134 тыс. 531 ученик (в 2006 – 143 тыс. 742). В течение года количество детей сократилось на 6,4 процента. Если бы не проводилась реструктуризация, то в сельской местности в классах сидели бы по 2-3 ученика, а то и меньше. Сейчас средняя наполняемость классов по республике составляет 19,7 ученика (
В прошлом году Чувашия стала одним из победителей конкурса на получение субсидий в размере 209 млн. рублей из федерального бюджета на реализацию комплексного проекта модернизации образования. В конкурсе участвовали 53 региона, выиграл – 21.
Эти средства были направлены на проведение текущего и капитального проекта базовых школ и школ-интернатов (более 116 млн. рублей), закупку современного учебного и компьютерного оборудования (более 11 млн. руб.), приобретение мебели для начальных классов (более17 млн. руб.), закупку оборудования для школьных столовых и школ-интернатов (33 млн. руб.) и.т.п. Есть уверенность, что наша республика и в этом году получит такую же сумму.
Из этой суммы часть денег направлено в наш район. Г. Малофеева рассказала членам Попечительского совета о том, как они были израсходованы. В 2007 году Напольновская школа получила кабинет русского языка, Порецкая – кабинет химии, Кудеихинская – физики. Произведен ремонт кровли в Напольновской и Кудеихинской школах.
Говоря об информационной технологии, нужно сказать, что в школах района 1 компьютер на 14 учеников. Все школы имеют сайты, подключены к высокоскоростной сети Интернет. Более 80 проц. учителей используют ИКТ на уроках.
Начальник образования посетовала на то, что в последние 10 лет и больше наши ученики по многим предметам не занимали призовых мест на республиканских олимпиадах. Одно из высоких достижений в прошлом году – восьмое место двух учеников. Почему так происходит? Может быть в школах «засели» плохие учителя, которые не в силах дать ученикам хорошие знания?
В этом учебном году в Чувашии введена новая процедура аттестации учителей и руководителей школ. Один из ее этапов – проверка предметной компетентности педагога в форме единого государственного экзамена. Сейчас без сдачи ЕГЭ никто не получит категорию. Исключение составляют учителя начальных классов, работники детсадов, а также преподаватели музыки, ИЗО и прочих предметов, по которым единый экзамен не проводится. Для них аттестация будет проходить по прежней схеме.
ЕГЭ по 12 основным учебным дисциплинам – первый этап аттестации. В ноябре минувшего года его прошли 23 процента учителей республики, это почти 1300 человек. Второй этап – проверка знания компьютерных технологий. В декабре ей подверглись абсолютно все преподаватели, решившие аттестоваться на квалификационную категорию.
Введение новой формы аттестации обусловлено участием Чувашии в комплексном проекте модернизации образования (КПМО) и внедрением новой системы оплаты труда учителей. Как уже было сказано, в КПМО участвуют 21 российский регион. Анализировать профессиональный уровень учителей с помощью ЕГЭ решили только в Чувашии.
В целом, учителя справляются с ЕГЭ. Например, по Чувашии математику “на отлично” сдали 252 преподавателя из 257, общая средняя оценка по стобальной шкале – 86 баллов. Успешно справились учителя с тестами по русскому языку, биологии, истории, географии.
На последнем месте в рейтинге результатов иностранные языки. Средний балл – 72, не обошлось без троек. Таковы результаты по республике. А как обстоит дело в районе? Не все учителя набирают 80 баллов, а есть и такие, у кого 47 баллов. Может ли учитель с такой подготовкой дать что-то ученику? Сегодня так ставится вопрос: лучшие учителя должны получать высокую зарплату, а от плохих учителей школа должна избавляться. В районе 75 преподавателей прошли подготовку и сейчас 43 проц. учителей владеют компьютерной технологией. Все это удалось достичь с немалыми трудностями. Косность мышления: зачем мне это надо – приходилось, образно выражаясь, выжигать каленым железом. По данным Министерства образования и молодежной политики Чувашии, 28 проц. учителей Чувашии пройдут в этом учебном году аттестацию по новым правилам. В том числе сдадут ЕГЭ.
Много вопросов возникает по новой системе оплате труда, основными задачами которой являются: установление механизма связи заработной платы с качеством, результативностью труда; повышение стимулирующих функций оплаты труда; нормирование всех видов деятельности учителя, подлежащих к оплате и т.п. С 1 сентября оплата складывается из двух частей фонда оплаты труда: базовой и стимулирующей. Фонд стимулирования за эффективность и качество работы введен во всех школах республики. В 2007 году его размер составляет не менее 10% от фонда оплаты труда работников школы (в Порецкой школе, например, на этот год это составляет в пределах 890 тыс. рублей). К 2009 году он должен увеличиться до 30% от ФОТ. Стимулирующая часть распределяется на основании утверждаемых критериев и показателей результативности работы всех категорий работников с участием Управляющего (или иного, обладающего такими полномочиями) совета школы. Что касается директора школы, то здесь не обойтись без участия муниципального Общественного совета.
За сентябрь-октябрь 2007 года по Чувашии на выплаты из стимулирующей части ФОТ направлено около 25 млн. рублей. Средний размер стимулирующих надбавок учителям составил 868 рублей, а у ряда учителей, набравших наибольшее количество баллов по разработанным школами показателям, ежемесячные стимулирующие надбавки к базовой части заработной платы составили 1300-1500 рублей и даже более. А есть школы, где лучшие учителя получают стимулирующие надбавки даже более 2500-3000 рублей.
При обсуждении новой системы оплаты труда глава Напольновского сельского поселения Н. Владимиров поинтересовался: сколько же получают директора школ? Директор Кудеихинской школы Л. Рябова назвала свою месячную зарплату: 10 тыс. рублей. Для директора, прямо скажем, зарплата небольшая. В этой школе работают учителя, которые получают больше директора. Но они действительно работают, а не являются урокодателями.
После этого и сельскому главе пришлось назвать свое месячное жалованье: 8 тыс. 100 рублей. Убедившись, что никто не гребет деньги «лопатой», члены районного Попечительского совета утвердили порядок распределения стимулирующих выплат по результатам труда директорам школ.
Такие заседания Попечительских советов должны пройти во всех школах района. Цель работы Попечительских и Управляющих советов – привлечение ресурсов, организация и осуществление благотворительной деятельности, направленной на улучшение условий обучения, воспитания и развития учащихся. Как призналась Г.Малофеева, в некоторых школах эти общественные органы работают формально, а ведь Попечительские советы должны строже спрашивать с руководителей школ за организацию питания. В школах необходимо наладить и родительский контроль. На сегодня, как уже было сказано, в школах отрабатывается механизм распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, где каждый педагог и все сотрудники школы получают надбавки по результатам своей деятельности. Вот здесь некоторые из присутствующих задались вопросом: надо ли всем платить?
Главное нововведение отрабатывается в 30 пилотных школах республики, в том числе в Напольновской, набравших наивысшие баллы при проведении конкурсного отбора на гранты Президента РФ и Президента ЧР. Педагогам выплачиваются должностные оклады за 36 часов работы в неделю, которые устанавливаются в зависимости от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, уровня образования, стажа и квалификационной категории, т.е. если раньше педагог получал зарплату за уроки, то сейчас нормируются и учитываются все виды деятельности, включая воспитательную. Большое значение приобретает квалификация педагога (при наличии, например, высшей категории зарплата увеличивается почти вдвое по сравнению с учителем, не имеющим категории). Как говорит министр образования и молодежной политики ЧР Г. Чернова, механизм новой оплаты труда направлен на поддержку талантливых учителей, которые достигают наилучших результатов.
В своем выступлении и.о. главы района Е. Лебедев остановился на подушевом финансировании в сфере образования, которое введено в 2001 году. По мере перехода на НПФ доля учебных расходов выросла в 2 раза и в 2007 году составляет 6,2 проц. При этом к 2009 году долю учебных расходов планируется довести до 10 проц., что позволит своевременно обновлять учебное оборудование и отразится на дальнейшем улучшении условий обучения. В 2007 году норматив на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного учащегося в городской местности составлял 5897,2 рубля, в 2008 году – 8871,7 рубля. В сельской местности соответственно- 10113,7 и 14508,5 рублей.
Прав, наверное, Е. Лебедев, говоря, что учитель не должен работать в школе, если по ЕГЭ набирает 10-15 баллов. Директор Октябрьской школы А. Галямина продолжила эту мысль: «Такие учителя и жалуются».
Эти разговоры вызваны еще и тем, что школам не хватает денег. Даже фонд оплаты труда пока рассчитан на 8 месяцев. Где взять деньги еще на четыре месяца? Это головная боль для районного руководства и отдела образования.
В целом, несмотря на некоторые финансовые трудности, учителя района справляются со своими обязанностями.