Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Так начиналась школа-интернат

2 октября 1957 года на базе Порецкого педагогического училища была открыта школа-интернат для детей-сирот и детей из многодетных семей, директором которой назначили В.П.Прохорова.

В первые годы сюда были приняты лишь ученики первых-четвертых классов. Дети жили в трехэтажном здании в комнатах по 15-20 человек, а также в приспособленном деревянном здании, находившемся вне территории школы (на месте 27-квартирного дома, что стоит на площади). Младшие классы учились в здании бывшей музыкальной школы, находящимся через дорогу, старшие – в 2-этажном деревянном здании базовой школы педучилища. Сейчас на этом месте построен трехэтажный корпус для воспитанников старших классов, а корпус, где живут воспитанники младших классов, возведен на месте деревянного двухэтажного здания, в котором жили учителя и воспитатели.

К урокам готовились при свете керосиновых ламп. Ночные няни имели фонари, которые тоже заправлялись керосином. Воду возили бочками с Суры и из близлежащих колодцев. Каждый день ее требовалось более 20 бочек.

Отопление было печное. Дрова пилили, кололи, подносили к печкам сами воспитанники. На школьной ферме содержались свиньи и коровы. Молоко выдавали детям на полдник, а свиное мясо отпускалось на кухню для приготовления первых и вторых блюд. Во всех хозяйственных делах воспитанники были  первыми помощниками.

В 15 километрах от с. Порецкого находилось подсобное хозяйство, в ведении которого было 61 га земли. Здесь выращивали овощи для школьной столовой, которых хватало на весь год. Сюда в летнее время выезжали вместе с учителями и воспитателями оставшиеся на каникулы в интернате ребята. Здесь они отдыхали и по возможности работали.

В прекрасном состоянии, ухоженным был и пришкольный участок, где росли яблони, груши, сливы и другие плодово-ягодные деревья и кустарники. Выращивали позднюю и раннюю капусту. На деньги, вырученные с подсобного хозяйства и пришкольного участка, воспитанники ездили на экскурсии в гг.Волгоград, Москву, Ленинград, по Золотому Кольцу России.

В 1959 году школу-интернат пополнили воспитанники детского дома. А 13 ноября 1966 года  школе-интернату присвоили имя И.Н.Ульянова.

Начиная с 1962 года и в течение 21 года директором школы-интерната работал Ю.А.Корсаков (ныне покойный), заслуженный учитель Чувашской АССР. За эти годы обновилась территория. Вместо деревянных зданий построены два 3-этажных спальных корпуса, пристрой к главному корпусу, где в настоящее время  расположены классы и спортзал, прачечная, столярная и слесарная мастерские, столовая. В строительстве принимали посильное участие и мальчики старших классов: рыли траншеи под фундамент, подносили рабочим кирпичи, складывали их в стопы.

В классах насчитывалось до 35-40 учеников. Для воспитанников была введена единая школьная форма: для мальчиков – кальсоны, рубашка белая, серые брюки и гимнастерка, которую подвязывали ремнем, форменная фуражка, осеннее и зимнее пальто, шапка-ушанка; у девочек – коричневое платье с белым воротничком, черные (повседневные) и белые (торжественные) фартуки.

  Жили мы большой и дружной семьей взрослых и детей. В школе работало много кружков по интересам: хоровой, танцевальный, кукольный, хозяюшка, выпиливания, выжигания,  ЮМД, ЮДПД. Каждый учитель вел внеклассные занятия по своему предмету, а в апреле-мае подводились итоги – проходили недели русского языка, математики, физики и т.д. Мальчикам особенно нравилось быть членом кружка ЮМД. Сюда принимались только достойные: нужно было хорошо учиться и не нарушать дисциплину. В присутствии всех членов кружка и инспектора детской комнаты милиции давалась клятва быть смелыми, дисциплинированными, следить за порядком в школе.

В школе насчитывалось 300 учащихся, но ни курильщиков, ни сквернословия не было. Если появлялись такие, то сами ребята пресекали негативные явления, помогали отвыкнуть от вредных привычек товарищу.

Были созданы детские организации, высшей считался учком. Вся работа в детских организациях направлялась на воспитание лучших моральных качеств.

На деньги, полученные от сбора макулатуры, дети сами покупали в группы самовары, чайные сервизы для проведения вечеров отдыха, именин и других внеклассных мероприятий.

Новогодние праздники были самыми любимыми: елка – для младших классов, бал-маскарад – для старшеклассников. С конца ноября и весь декабрь в пионерской комнате работала мастерская Деда Мороза. Здесь готовились новогодние костюмы из бумаги, старых простыней. Кроили, резали, красили, шили всевозможные шляпы, очки, маски, одежду сказочных персонажей, проявляя при этом удивительную фантазию. Без маскарадного костюма оставался только самый ленивый.

Гордостью школы был духовой оркестр. Под его звуки мы ходили на демонстрацию, проводили вечера отдыха. Без духового оркестра не обходилось ни одно районное мероприятие.

В школе работала  ленинская комната. Здесь бережно хранились материалы об учительской семинарии, фотографии. Она пополнялась альбомами, сочинениями детей о школе-интернате. Много писем мы получали от наших воспитанников.

Только преданные своему делу, добрые, любящие детей люди могут не один десяток лет проработать в таких учреждениях. Это учителя и воспитатели Ю.А.Корсаков, Р.Г. Михайлава, А.М. Глотова, Л.М.Гурьева, Р.П.Полтев, Г.М. Серапионов, Л.Н. Кливцова, А.А.Малинина, М.И. Шаров, М.П.Маркина, Л.В.Хохулина, Н,П.Лепаева и другие;  нянечки – П.Я. Гаранина, А.П. Аверьянова,зав.складом А.П. Гусарова; повара В.А.Исаева, М.И.Гаранина, В.И.Потапова.

За 50 лет  школа-интернат дала путевку в жизнь более 1300 воспитанникам. Среди них есть учителя, доярки, начальники цехов, заводов, предприниматели. Они работают во всех уголках нашей России и на территории бывших союзных республик. Это В.Саженков, доктор технических наук, живет и работает в Москве; А.Кедяров, 7-кратный чемпион мира по стрельбе, заслуженный мастер спорта, живет в Минске, тренирует стрелков; В.Терещенко, капитан дальнего плавания; Л.Петрова, оператор по переработке рыбы во Владивостоке; С.Ерлыгин, газодобытчик в Ямбурге; М.Михайлова, мастер мебельной фабрики в Кстове; В.Михайлов работает в трамвайно-троллейбусном управлении в городе Красноярске; О.Баранова, учитель английского языка в Вурнарском районе; И.Борисова, врач в санатории Чувашия; Л.Чибрикина, продавец в с.Октябрьское; Ю.Илларионов, механизатор СПК им.Ленина; Н.Карпов, строитель, с.Порецкое; Л.Емельянова, паспортный стол, г.Чебоксары; Е.Гальчук (Трофимова), зам. директора по воспитательной работе в школе-интернате; Н.Горохова  (Клюкина), воспитатель школы-интерната; Н.Шуркова, штукатур-маляр, г.Чебоксары; Г.Табакова, НИИ, г.Чебоксары  и многие другие.

Учителя стараются дать своим ученикам такие знания, с которыми можно уверенно идти по дороге жизни, быть востребованными и конкурентоспособными.

 

 



"Порецкие вести"
16 января 2008
00:00
Поделиться