Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Храм искусства должен жить

Поречье. Мое Поречье. С детства часто слышал почти легендарную историю его. А детство проходило под свет лучины и керосиновой лампы. Но память, вопреки всему, высвечивает яркие события детства, глубоко эмоциональные и радостные.  В одно базарное воскресенье мы, кучка ребят из Шадрихи, приехавшие на базар с родителями, поднялись на колокольню под самый купол. Восторг от безбрежных лесных далей Засурья, степей левобережья, от всей этой красоты живет во мне до сих пор. В 1950 году ушел пешком из Поречья учиться. Став профессиональным художником, я в 1980 году вернулся в Поречье, и с друзьями-коллегами стали возить по селам района небольшие персональные и групповые выставки, которые экспонировали по сельским Домам культуры и школам, сопровождая их лекциями об изоискусстве.

С годами, вживаясь в культурную жизнедеятельность района, начал вынашивать мечту о создании в селе Порецком  народной картинной галереи. Мечта начала вырисовываться, когда в селе начали строить здание Госбанка. Два купеческих двухэтажных особняка, расположенные стена к стене, как крендели расписные, уникальные памятники архитектуры XIX  века, из которых Госбанк и сберкасса должны  уйти в новое здание, как нельзя лучше подходили для картинной галереи и краеведческого музея как единого музейного комплекса. Год за годом эта идея постепенно внедрялась и приживалась в стенах райкома и райисполкома. Получив добро на эти здания, я в 1986 году обратился в Секретариат Союза художников России с просьбой-заявкой от райисполкома Порецкого района на создание Порецкой народной картинной галереи. В течение 1987 года я занимался формированием комплекта картин, скульптуры и графики для Порецкого. Как непросто заполучить комплект произведений из запасников Дирекции Художественных выставок СХ РСФСР, говорит тот факт, что список произведений рассматривался дважды на заседаниях Секретариата СХ. Первый раз был отклонен по причине того, что такие ценные произведения уходят невесть куда, в дремучую глубинку без каких-либо гарантий. Хотя порецкие гарантии были, но им не поверили. На втором заседании Валентин Михайлович Сидоров, председатель Правления СХ России, решительно поддержал порецкую заявку, сказав, что Порецкое – это не глубинка, а родина Николая Андронова, и что он с ним там бывал проездом. Список утвердили.

А в это время в Порецком Антонина Петровна  Аверьянова, второй секретарь РК КПСС, от верхней власти, и Зоя Ивановна Гунина, зав. отделом культуры райисполкома от исполнительной власти, закрутили ремонтно-реставрационные работы в этих двух особняках-кренделях, уговорив для этого начальника РСУ Седойкина Петра Павловича, заслуженного строителя и заслуженного работника культуры Российской Федерации приложить к этому доброму деянию, но внебюджетному, всю свою гибкость ума и талант строителя. А по второму этажу через окно сделали переход из здания в здание, закрепив тем самым цельность единого музейного комплекса.

И, когда привезенные из Москвы картины, скульптура и графика заняли свои места на стенах, щитах и тумбах, получился большой праздник для поречан.

С 15 января 1988 года  «Порецкая  народная  картинная  галерея» начала свою активную жизнь, когда  в  этот  день Николай  Андронов и Валерий  Карпов, секретарь по пропаганде СХ РСФСР от Москвы,  первый секретарь РК КПСС Валерий Вязов и  председатель Порецкого райисполкома Николай Лоскутов подписали «Акт» о передаче 100 произведений российских художников Секретариатом СХ  РСФСР Порецкой народной картинной галерее.

Это живописные произведения Николая Андронова (его личный дар), Юрия Тулина, Николая Соломина, Эдуарда Браговского, Якова Тимкова, Алексея Кирчанова, Клюкина, Сорокина, Ионова, Шаталина, Лежнина, Либерова, скульпторов Марца, Орехова, Агаяна, Астапова, Гусева, Ельчанинова, графиков Ахунова, Ветрогонского, Захарова, Колчанова, Митурича, Валентины и Леонида Петровых, Рыхлеевой и многих других известных художников России. «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно  пробуждать в них художников и развивать их…». Это мудрая истина, но сегодня безжалостно опошлена и высмеена.

Народные  картинные галереи – это удивительное изобретение Секретариата СХ России – уникальное явление, единственное в своем роде в изоискуссте мира. Более ста таких галерей, открытых в 70-80-е годы по обширным уголкам России, должны были ознаменовать очень эффективный новаторский метод художественного образования россиян. Некстати начатая перестройка образа нашей жизни, а точнее экономическая диверсия мирового капитала в России, убила это поистине великое начинание художников России. Убило заодно почти все народные картинные галереи, открытые в сотнях сельских населенных пунктах необъятной России.  Исключение являет  Порецкая народная картинная галерея. С первых дней своей работы галерея стала для поречан и жителей сел и деревень района художественным центром, многоплановым в комплексе с краеведческим музеем. Стали постоянными персональные, групповые, юбилейные художественные  выставки художников Чувашии. Ожили, активизировались местные художники (их немало в Поречье), отчетные выставки которых стали ежегодными, а с выставок и пополнялась галерея. Уже много лет в галерее работает музыкальный салон, здесь уютно слушать музыку, пение, интересные лекции о музыке с сопровождением.

В конце 80-х годов, мы, художники П. Козлов,  В. Немцев и я, написали и открыли портретные галереи почетных колхозников в колхозах им. Героя Советского Союза Н.Г.Безрукова,  им. М.Горького и в МСО «Порецкое», которые были как бы филиалами Порецкой галереи. Были. В храме икону никто не тронет – святое. А если тронут, то все службы безопасности региона, республики, а часто и страны ищут посягателей. Находят,  наказывают. А портретную галерею почетных колхозников, которые в пример другим честно трудились на благо села, можно снять и убрать из ДК. Убрать своих же дедов и бабушек, отцов и матерей, притом  портреты, имеющие художественную ценность, ибо они написаны известными и заслуженными художниками. Разве это не святое?  К чести Владимира Павловича Седойкина, он передал портреты из галереи МСО «Порецкоя» народной картинной галерее.

Кстати, в чувашском селе Янгорчино вот уже 30 лет портретная галерея ветеранов труда и войны является святым местом, где проводятся все торжественные ритуалы в дни праздников.

15 января 2008 года Порецкой народной картинной галерее исполнилось 20 лет. На сегодня галерея имеет в своей коллекции 172 произведения живописи, скульптуры и графики. И с каждым годом число их растет, как  и их ценность. Только один дар – коллекция СХ РСФСР из 100 произведений на сумму в 100 тыс. рублей в ценах 1988 года сегодня стоит 3 млн. рублей.

Дар, дар … Этот дар один из глав администрации района назвал «головной болью». Все эти двадцать  лет я знал, что только мое личное участие в жизнедеятельности и процветании галереи вынуждало власть обеспечивать ее содержание. Все же власти бывало приятно принимать и открывать ежеквартально, а порой и ежемесячно, выставки известных художников Чувашии. Тем более, что это почти не требовало каких-либо расходов.

Галерея выжила и в страшные,  разрушительные 90-е  г.г. Она единственная  уцелевшая из сотен таких галерей, открытых в 70-80 г.г. секретариатом СХ РСФСР, благодаря бессменному руководству культурой района Антонины Петровны Аверьяновой. Глубочайшая моя признательность ей за это! Но на сегодня галерея износилась, обветшала, зачахла: окна первого этажа уходят в грунт, под окнами  разрушается стена, система отопления сделана весьма небрежно, тепло скупо доходит до второго этажа. Поэтому в галерее сыро во все времена года, холсты от сырости чернеют, рамы на них осыпаются, хранилища сухого, теплого вот уже 15 лет не существует. В течение 10 лет я почти каждый понедельник переступаю порог кабинета главы района по этим галерейным  болячкам – только обещания. В этом году мелькнула надежда: поменять место обитания галереи. Почти 4 года стоит пустое здание бывшей музыкальной школы. Бывшее педучилище, памятник павшим в ВОВ, Троицкий храм с уникальной колокольней, парк и галерея в бывшей музыкальной школе – вот завершенный культурно-исторический центр села. Краеведческий музей занимает второй этаж галереи и открывает экспозицию 20-го века Поречья, ибо экспозиция музея сегодня завершается революцией 1917 года. Идея понравилась всем, «хорошо бы так». Но мы нищие. Мечта осталась мечтой. Десятки миллионов на спорткомплекс – купайся в них, десятки миллионов на храм, а на галерею – падчерицу несколько сот тысяч за 20 лет – откуда их возьмешь?   А ведь в ней, галерее, за 20 лет вот уже несколько поколений школьников из школ района почти ежемесячно окультуриваются. Год назад мы с Юрием Александровичем Скрипилиным выпросили у Минкультуры 300 тыс. рублей на ремонт и хранилище галереи. Деньги ушли на перевод музейного комплекса на газовое отопление. Хорошо! Еще бы наскрести и на хранилище. Пока мечта. Но сегодня меня радует и вдохновляет то, что как бы ни трудно приходилось администрации в решении огромного количества хозяйственных проблем в районе, она серьезно озабочена обеспечением нормальной жизнедеятельности музейного комплекса и делает немало для этого.

Не хлебом единым жив человек. Верю, будут интересные вернисажи у поречан, ибо интерес к искусствам возвращается, будет в музее экспозиция истории Поречья в 20 веке, ибо историческая память наша не должна прерыватся.

 



"Порецкие вести"
16 января 2008
00:00
Поделиться