Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Третьяковская галерея

 

Как своевременно появилась в «Порецких вестях» статья А.Ф. Волкова о Петре Михайловиче Третьякове – основателе галереи выставки картин русских художников! Тем более, прошедший год был годом русского языка, а изобразительное искусство является носителем культуры языка.

Государственную Третьяковскую галерею в г. Москве знает весь мир. Это лучшее собрание картин русских художников. Люди ласково называют ее «Третьяковкой».

Третьяковская галерея стала знаменитой не сразу. Вначале она представляла собой большой жилой дом в Замоскворечье, в Толмачах. Теперь это Лаврушенский переулок, станция метро Новокузнецкая. Это был старый особняк, стоящий внутри обширного  фруктового сада. Потом П. М. Третьяков постоянно достраивал этот дом для размещения приобретаемых картин. В настоящее время галерея реконструирована, оборудована системой постоянного климата. Музей имеет 30 залов.

У  нас в стране, кроме Третьяковки, имеется всего несколько музеев первой величины. Это Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Возник он в 1764 г. как частное собрание произведений искусства царицы Екатерины Второй, открытый для публики только в 1852 г. Здесь размещены коллекции первобытных, древневосточных, древнеегипетских, античных памятников архитектуры Европы и русской культуры. Это Государственный  музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, г. Москва. Музей в два этажа имеет 30 залов. Хранятся здесь произведения зарубежного искусства от глубокой древности до наших дней.

Идея построить в первопрестольной большой музей витала давно, но только под влиянием такого события, как передача в дар г. Москве братьями Третьяковыми художественной галереи возникло широкое общественное движение по сбору средств для строительства здания музея. Здание строилось с 1898 г. по 1912 г.

Чтобы понять значимость и величие Третьяковской галереи, мы должны внимательно приглядеться к жизни и деятельности ее создателя. Павел Михайлович Третьяков – представитель нескольких поколений промышленников – кузнецов Третьяковых, их деятельность связана с  ткацким производством и торговлей.

Современники его характеризуют так: «…сумрачен и неразговорчив, прижимист, скуповат, в гости не ездит, питается однообразно – щи да каша, всю жизнь проходил в сюртуке одного покроя, каждая минута была расписана, настойчив». В общем, черты не очень привлекательные.

Но это совсем не так! Не сумрачен и не угрюм, а вечно погружен в себя. Не скряга он, не скупец. Сколько было в России людей несравненно более богатых, но ведь не захотели свое состояние передать простым людям, а использовали его для увеселений и роскоши. Да и в настоящее время мы часто являемся свидетелями растранжиривания по сути народного богатства на увеселение.

Он тратил свой капитал для осуществления мечты: собрать произведения русской живописи, сохранить и дать возможность всем людям видеть великие произведения русских художников.

Первые картины были приобретены в 1854 г. Затем он выезжает в Санкт-Петербург, Италию, Германию, Францию – в Европу, чтобы ознакомиться с культурной жизнью, европейской художественной школой, посетить русских художников, договориться о новом приобретении полотен.

Собрание картин у П. Третьякова уже вызывает живой интерес у общественности. Выставку посещает знаменитый в то время протоиерей Иоанн Кронштадтский. Но Павел Михайлович уклоняется от встречи с ним. Он присутствовал только при посещении картинной галереи самим царем Александром III. Это было уже в 1893 г. Тогда Александр III пожаловал ему звание дворянина. П. Третьяков отказался от этого высокого дарования. «Я купцом родился, купцом и умру», – ответил он явившемуся его обрадовать чиновнику.

Много внимания уделял Павел Михайлович благотворительности, заботе о людях, не жалея средств для этого. В г. Кострома при фабрике он открывает школы, больницу, читальни. Постоянно помогает больным и неимущим, начинающим художникам.

Вот такой факт: П. Третьяков, И. Тургенев и князь Мещерский помогали деньгами в организации исследований Новой Зеландии русским ученым  Н. Н. Миклухо-Маклаем. А вот помочь экскурсии купец К. Т. Салдатенков отказался (он имел 15 дач в с. Кунцево под Москвой, летом Третьяковы снимали у него дачу), отказал в помощи и промышленник А. В. Станкевич.

П. Третьяков писал своим детям: «Моя идея была с самых юных лет наживаться для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также к обществу – народу в каких-либо полезных учреждениях… Обеспечение должно быть такое, какое не дозволяло бы человеку жить без труда».

Количество картин увеличивается. Открывается доступ людям на посещение картинной галереи. В 1881 году ее посетило более 8 тысяч человек, а уже в 1890 году – более 50 тысяч. В настоящее время в галерее ежегодно бывает более миллиона посетителей.

Посещение картинной галереи стало потребностью людей  и всего общества. Третьяковы заметили (где-то в 1885 г.), что собирались какие-то чудные люди: нарядные женщины и молодые люди. На картины не смотрят, все друг с другом разговаривают. Оказывается, свахи смотрины устраивают. П. Третьяков заявил: «Пусть хоть так к культуре приобщаются, может быть что-то запомнят, да еще раз заглянуть захотят». Вот такая потребность людей искать очаг культуры для общения.

Павел Третьяков всегда был счастлив в друзьях: и в молодости, и на всем жизненном пути. Большая душевная щедрость, светлый ум, скромность постоянно притягивали к нему людей.

Человек, даже великий, велик не сам по себе, а лишь в окружении других, кого он озаряет светом своих мыслей, кого увлекает за собой силой своего гения и кто, в свою очередь, питает его. Вот далеко не полный круг его друзей, товарищей, единомышленников: Ф.М. Достоевский, А.И. Герцен, Л.Н. Толстой, В.В. Стасов, М.П. Мусоргский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, П.И. Чайковский, И.Н. Крамской, И.Е. Репин.

Только ведь эти знаменитые современники П. Третьякова, каждый из которых оставил свой немалый след в истории, не были какими-то особенными островами под названием «Знаменитость», одиноко разбросанными в житейском море. Нет. Они жили обычной жизнью, в кругу семьи и близких, радовались и огорчались, думали и творили, гуляли и путешествовали, влюблялись и разочаровывались, как все. И главное, они никогда не замыкались в себе. Вот в таком окружении  жил и трудился П. Третьяков.

Но время шло. Умер его младший брат Сергей. Вместе с ним давно было решено оставить все родному городу, родному народу. Эта мысль высказана была еще в 1860 году во время первой поездки за границу, в завещании, которое он написал перед поездкой на всякий случай: мало ли что может случиться в дороге.

А 18 августа 1892 года П. Третьяков написал заявление в Московскую Городскую Думу о передаче собраний картин братьев Третьяковых вместе с домом. «…Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусств в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, ныне же приношу в дар Московской Городской Думе всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями», – писал Павел Михайлович. Он поставил основным условием, что пожизненно вместе с женой сохранят право пользоваться жилым помещением, продолжит пополнение собрания, пожизненно останется попечителем галереи, галерея будет открыта четыре дня в неделю для бесплатного посещения.

В 1893 году Московская городская галерея имени братьев Третьяковых была торжественно открыта. П.М. Третьякову пожаловали звание «Почетный гражданин Москвы».

По актам приемки и каталогам значилось 22 зала, где размещалось 1276 картин. Кроме того, в коллекции находился 471 рисунок, 10 скульптур, а также 84 картины иностранных живописцев. В настоящее время в Третьяковке хранится 150 тысяч экземпляров. Кроме основного здания, имеются дополнительные залы для экспозиции на Крымском валу, недалеко от Крымского моста.

Третьяковка не только приносит радость посетителям, но она еще и живет среди людей. Никто не остается равнодушным около таких картин, как «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Сватовство майора» П. Федотова, «Тройка» В. Перова, «Грачи прилетели» А. Саврасова. Картина «Явление Христа народу» А. Иванова. Художник ее писал 20 лет, для нее создал более 400 этюдов. Во всем прекрасны «Утро в сосновом лесу» И. Шишкина, «Богатыри» В. Васнецова, «Лунная ночь на Днепре» А. Куинджи, «Незнакомка» И. Крамского, «Бурлаки на Волге» И. Репина.

Большое количество полотен поступило в более поздний период, в советское время. Многие помнят картины «Фашист пролетел», «Весна», «Обед тракториста» А. Пластова (1893-1972гг.), постоянного жителя села Прислониха, что находится в Сурском районе Ульяновской области на дороге Алатырь – Ульяновск, «Тачанка», «Трубачи Первой Конной армии» М. Грекова, баталиста. Его картины  в основном выставлены в музее коневодства в Тимирязевской сельхозакадемии. Известны работы «Оборона Петрограда», «Оборона Севастополя» А. Дейнеко, «В.И. Ленин у прямого провода» И. Грабаря, скульптуры «Рабочий и колхозница», «Хлеб» В. Мухиной и много других.

Третьяковская галерея живет своей интересной жизнью. Многое нам известно, но многое пока не изучено. Работники Третьяковки считают, что в галерее имеется семь тайн.

А.Г. Васнецов написал портрет Петра I. Эта картина хранилась в галерее. Однажды работники музея, реставрируя картину, заметили, что под первым слоем краски находится второй слой. Расчищая слой краски, обнаружили, что «Гром-камень» на картине смещен. Рискнули довести дело до конца. Оказалось, что и лицо Петра I – рот, глаза, поворот головы – смещены. Так появилась вторая трактовка картины. Эксперты установили, что примерно 100 лет назад при неизвестных обстоятельствах холст был порван. Искусный мастер холст зашил, а картину вновь нарисовал сам.

Картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» имеет свою историю. П. Третьяков имел привычку обходить залы музея. Однажды он обратил внимание, что в верхнем углу картины стоит надпись «Савицкий». «Как так? Я приобрел картину Шишкина и при чем тут Савицкий?». И он своей рукой аккуратно «вымарал» непрошеного соавтора. А дело было так. Оказывается, Шишкин написал лес, но его другу Савицкому – тоже художнику – показалось, что сюжет не завершен. И подсказал Шишкину дописать сцену с медведями. Он с этим согласился и дописал сцену с медведями. А потом добавил надпись «Савицкий».

При изучении картины «Портрет в треуголке» (автор Рокотов), рентгеновский снимок показал, что под слоем краски находится портрет женщины. Это был портрет жены Струйского – друга Рокотова. Когда у Струйского умерла жена, то он попросил Рокотова нарисовать поверх уже существующего портрета вновь портрет второй жены. Он говорил: «Они обе со мной».

«Тройка» В. Перова. Мальчик в центре. Перов подобрал натуру в одном из приходов. Мать мальчика разрешила сыну позировать, но вскоре он заболел и умер. Мать пришла к В. Перову, и они вместе пошли к Третьякову в музей. Женщина упала на колени перед картиной и стала плакать и молиться на сына. Перов и Третьяков оставили ее побыть одной со своим горем. Когда они часа через два вошли в зал, то увидели, что женщина все еще стоит на коленях и на ее лице неизбывное горе. Тогда Перов и Третьяков пообещали нарисовать ей портрет сына. Это обещание было исполнено. Но судьба портрета мальчика неизвестна.

Оказалось, что картина Ф. Моллера «Взятие Казани войском Пугачева» существует в двух вариантах:  одна – в Третьяковке, другая – в частной коллекции. Оба полотна – авторские.

Художник В. Пукирев написал картину «Неравный брак». В 2002 году в Третьяковку принесли карандашный рисунок лица женщины. Это было лицо уже пожилой Прасковьи Матвеевны Варенцовой, той самой молодой девушки. П.М. Варенцова закончила жизнь в нищете. Это была невеста В. Пукирева, отказавшая ему когда-то. Предпочла богатого старика.

В Третьяковской галерее находятся на хранении и вещи из культового обихода. Сам П. Третьяков завещал 62 иконы. Сейчас их более сотни. Одной иконе 900 лет. Кивот сделан по космической технологии, он герметичен. Его открывают через семь дней на три минуты, чтобы проветрить.

Мы, друзья, с вами должны знать, что двери Третьяковки постоянно открыты всем жителям нашей страны и зарубежным гостям. Мы должны помнить, что Третьяковка – это отражение духовной жизни нашего народа. И еще мы должны ценить имеющуюся у нас «свою» Третьяковку – наш Порецкий музей и картинную галерею. Здесь мы всегда можем встретиться с картинами наших художников-земляков Н. Карачарскова, А. Волкова, подивиться красоте картин многих начинающих художников. И, вглядевшись внимательно, увидеть родные и знакомые лица персонажей этих картин, соприкоснуться с дорогим до слез сюжетом из нашей жизни и поверить в бесконечную радость жизни и потребность всегда делать людям добро. Как говорят в Одессе: «Вот такая картина маслом».

 



"Порецкие вести"
12 января 2008
00:00
Поделиться