Бюджет емкий и разнонаправленный
Бюджет Порецкого района на 2008 год формировался на фоне положительных тенденций в социально-экономическом развитии. Успешно реализуются на сегодняшний день программа развития Порецкого района до 2010 года, ряд целевых программ, направленных на развитие экономики и современной инфраструктуры. Ежегодно растет производство и выпуск продукции. Так, прирост промышленного производства за 9 месяцев 2007 года в отношении к соответствующему периоду 2006 года составил 47,3%. Показательно, что на этом фоне увеличиваются и собственные доходы бюджета.
Если привести цифры роста инвестиций в основной капитал, то за последние 5 лет они выросли в 5 раз.
На среднесрочную перспективу администрация района планирует следующие динамичные показатели в развитии экономики: рост валового продукта – до 108,5%, промышленного производства – до 111,3%, инвестиций в основной капитал – до 110,7%. А рост реально располагаемых доходов населения составит на уровне 110,5%.
Основные параметры бюджета района на следующий год прогнозируются по доходам в сумме 146013,2 тыс. рублей, по расходам – 147363,2 тыс. рублей. Дефицит бюджета составит 1350,0 тыс. рублей, что составляет 6,0% к собственным доходам – в рамках предельных ограничений Бюджетного кодекса.
Администрация района и дальше будет прилагать усилия, чтобы добиваться опережающего роста собственных доходов для того, чтобы бюджет был устойчивым. По среднесрочному финансовому планированию доходы бюджета на предстоящий год должны увеличиться на 26,0% (или 5055,8 тыс. рублей) к уровню 2007 года.
В последнее время в структуре доходов намечается увеличение доли НДФЛ и доходов от малого бизнеса. Это свидетельствует о том, что в районе предпринимаются целенаправленные усилия по развитию малого бизнеса, созданию новых рабочих мест. На сегодняшний день на территории района два крупных налогоплательщика. Доля налоговых и неналоговых платежей этих предприятий составляет 16% от общего объема поступлений в бюджет. В последние годы для бюджета района характерна фактическая устойчивость доходной части.
В бюджет муниципального района будут зачисляться доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
налога на доходы физических лиц – 62,25 процента;
единого сельскохозяйственного налога – 30 процентов;
земельного налога – 100 процентов, взимаемого на межселенных территориях;
государственной пошлины по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов – 100 процентов;
налога, уплачиваемого в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, по нормативу – 90 процентов (10 процентов – в государственные внебюджетные фонды);
налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых – по нормативу 100 процентов.
Таким образом, в 2008 году планируется поступление налога на доходы физических лиц в сумме 17136,2 тыс. руб. (рост к уровню
В структуре доходов (без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) на 2008 год налоговые доходы занимают – 76,3%, неналоговые доходы – 9,4%, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – 14,3%. Общая сумма поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет района прогнозируется в сумме 24334,2 тыс. руб., доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – 4056,1 тыс. рублей.
В 2008 году планируется поступление в бюджет района межбюджетных трансфертов в сумме 117622,9 тыс. рублей, в том числе:
– дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 36708,9 тыс. рублей (рост на 2,4% к уровню 2007 года);
– субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов на содержание дорог общего пользования местного значения в сумме 12745,8 тыс. рублей (рост к уровню 2007 года на 37,0%);
– субсидии на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в сумме 16300,0 тыс. рублей (рост к уровню 2007 года более 100,0%);
– субсидии и субвенции на реализацию переданных органам местного самоуправления полномочий в сумме 51868,0 тыс. рублей.
Укрепление собственного доходного потенциала, развитие и совершенствование межбюджетных отношений позволяет вести более активную социальную политику. Доля социально-культурной сферы в бюджете района за последние 5 лет увеличилась от 45,8% до 56,6%.. Эта тенденция будет продолжена. Все понимают, что инвестиции в человека – это повышение конкурентоспособности. Последовательно реализуется политика Президента по повышению заработной платы в бюджетной сфере. На 2008 год запланирована индексация заработной платы работникам бюджетной сферы с 1 сентября 2008 года на 20%.
Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» бюджета района на 2008 год предусмотрены в сумме 14641,3 тыс. рублей (9,0% от общего объема расхода бюджета).
В составе указанного раздела предусмотрены расходы на:
функционирование органов местного самоуправления – 9933,8 тыс. рублей;
изменение, дополнение списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции, обеспечение судебной системы – 8,1 тыс. рублей;
расходы по обслуживанию муниципального долга – 100,0 тыс. рублей;
обеспечение деятельности Собрания депутатов Порецкого района – 20,0 тыс. руб.;
обеспечение деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и административной комиссии– 133,4 и 9,7 тыс. рублей соответственно;
содержание централизованной бухгалтерии сельских поселений – 640,0 тыс. рублей;
организацию деятельности по опеке и попечительству – 126,4 тыс. рублей;
выполнение полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния – 1187,9 тыс. рублей.
По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» предусмотрены средства в сумме 200,0 тыс. рублей на финансирование районной программы по борьбе с преступностью.
Всего по разделу «Национальная экономика» расходы предусмотрены в сумме 18331,6 тыс. рублей, из них: на содержание и ремонт дорог общего пользования местного значения предусмотрено средств в сумме 18261,6 тыс. рублей; на премирование передовиков сельского хозяйства – 65,0 тыс. рублей; на финансирование районной программы поддержки малого предпринимательства – 5,0 тыс. рублей.
По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики» планируется направить 16300,0 тыс. рублей (рост более 100% к уровню 2007 года).
На развитие отрасли «Образование» предусматривается направить 50158,7 тыс. рублей. Средства будут направлены в учреждения дошкольного образования — 5365,2 тыс. рублей, общего образования – 42145,5 тыс. рублей.
В составе расходов на общее образование учтены средства Республиканского фонда компенсаций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в сумме 28571,6 тыс. рублей.
В бюджете учтены средства на: финансирование расходов по выплате ежемесячной компенсации педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями – 382,9 тыс. рублей; выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений – 1389,6 тыс. рублей.
Кроме того, предусмотрены средства на финансирование районных целевых программ «Молодежь Порецкого района» (60,0 тыс. руб.) и «Модернизация системы воспитания детей в Порецком районе» (142,0 тыс. руб.).
Бюджетная политика в области культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала народов, проживающих в районе. В соответствии с этим расходы по разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации» предусмотрены в сумме 3244,7 тыс. рублей.
Расходы бюджета на здравоохранение предусмотрены в объеме 21866,9 тыс. рублей, из них на: содержание больницы – 11293,6 тыс. рублей; содержание амбулаторий и офисов врача общей практики- 4038,6тыс. рублей; содержание фельдшерско-акушерских пунктов – 650,7 тыс. рублей; финансирование районных целевых программ «Вакцинопрофилактика»; «Совершенствование первичной медико-санитарной помощи по основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Порецком районе» и другие в сумме 60,0 тыс. рублей.
Также в 2008 году будут сохранены денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи. На указанные цели запланировано 2206,5 тыс. рублей.
Расходы бюджета по подразделу «Физическая культура и спорт» на проведение спортивных мероприятий предусмотрены в сумме 117,5 тыс. рублей.
По подразделу «Пенсионное обеспечение» раздела «Социальная политика» предусмотрены средства в сумме 300,0 тыс. рублей на выплату доплат к пенсиям муниципальных служащих.
Также в данном разделе запланировано 6010,9 тыс. рублей на предоставление субсидий семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей.
В 2008 году основной объем средств межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений будет распределяется через фонд финансовой поддержки поселений – для выравнивания бюджетной обеспеченности поселений – предусмотрено 10935,6 тыс. рублей (средства республиканского фонда компенсаций, передаваемые бюджету района), фонд сбалансированности – для обеспечения финансовых возможностей органов местного самоуправления по осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения – 2676,5 тыс. рублей (средства районного бюджета), фонда компенсаций – для финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Чувашской Республики и делегированных федеральных полномочий – 799,0 тыс. рублей.